Ввиду большой популярности - как в Великобритании, так и за рубежом - легкого
самолета M.11 Whitney Straight в конце 1937 года было принято решение
разработать улучшенный вариант этого самолета, в конструкцию которого были бы
включены все наиболее желательные особенности. Джордж Майлз, выполнивший на
Whitney Straight большинство рекламных туров, призванных увеличить продажи M.11,
и демонстрационных полетов, взял на себя задачу создания улучшенной версии. Это
был первый спроектированный им самолет.
M.17 Monarch был создан в 1938 году и представлял собой трехместный самолет с
двойным управлением и большей, чем у предшественника, дальностью полета.
Выполненное из одного куска плексигласа лобовое стекло Monarch-а было глубже,
чем у M.11, и давало существенно лучший обзор. Входная дверца была перенесена на
правый борт, позволяя пассажирам заходить в салон и выходить из него, в то время
как пилот оставался на своем месте. Консоли крыла, которые не складывались, были
взаимозаменяемыми с соответствующими узлами M.14 Magister, который в то время
находился в серийном производстве. В конструкцию M.17 Monarch были включены
многочисленные стандартные узлы, что делало самолет привлекательным с точки
зрения ремонтопригодности.
Новшеством стало введение "планерного управления" (glide control), которое
представляло собой простую адаптацию обычных закрылков с вакуумным управлением.
Рычаг управления закрылками был связан с дроссельной заслонкой и управлял
клапаном. Если было необходимо совершить заход на посадку на пониженной высоте,
то нужно было повернуть рычаг управления закрылками от себя к клапану, после
чего закрылки отклонятся на 15º в положение создания максимальной подъемной силы
(без какой-либо потери высоты). Фактически при желании закрылки могли
использоваться в качестве регулятора изменения угла подхода и скорости снижения,
делая вынужденную посадку очень легкой. Если же закрылки были непредумышленно
оставлены в позиции максимального отклонения, то во время взлета никаких проблем
это не должно было создавать, поскольку благодаря связи с дросселем закрылки
автоматически поднимались в положение 15º, когда последний был отклонен.
Стандартная емкость топливных баков обеспечивала дальность полета в
невозмущённой атмосфере 600 миль (966 км), однако возможна была установка баков
увеличенной емкости, обеспечивавших дальность и продолжительность полета свыше
900 миль (1448 км) и 7 часов соответственно. Основные стойки шасси были
разработаны таким образом, чтобы выдерживать вертикальную скорость 15 м/с.
Колесо стойки могло быть удалено после извлечения одиночного штифта.
Прототип, получивший затем номер гражданской регистрации G-AFCR, совершил свой
первый полет 21 февраля 1938 года под управлением Х. Скиннера (H. Skinner).
Самолет широко демонстрировался Джорджем Майлзом в стране и за рубежом. Одной из
особенностей данных показов было выполнение посадки "без рук и ног", которую
впоследствии внедрили на Miles M.14 Magister. В июле 1957 года этот самолет
разбился во время вынужденной посадки неподалеку от Венеции.
Поскольку компания была полностью загружена заказами на M.14 Magister и M.9
Master, не было никакой возможности изготавливать M.17 Monarch в необходимом для
удовлетворения спроса количестве. В начале войны менее дюжины машин были
изготовлены на небольшой сборочной линии. Данная серия была заказана Управлением
ремонта и обслуживания (Repair and Service Department).
Один M.17 (номер гражданской регистрации OO-UMK) был продан члену бельгийского
правительства (позднее министру финансов правительства Бельгии в изгнании) г-ну
Камиллу Гутту (Camille Gutt). Когда в мае 1940 года Бельгия была оккупирована
Германией, самолет был возвращен в Вудли и использовался компанией в качестве
связного. Первоначально машина имела обозначение U-0226, а затем номер
гражданской регистрации G-AGFW. После войны самолет был возвращен владельцу.
Всего было построено 11 самолетов M.17 Monarch. Машины этого типа, как и более
ранние самолеты братьев Майлзов, участвовали в авиагонках и имели в них успех. В
1958 году G-AIDE (бывший G-AFRZ) под управлением У. П. Боулза (W. P. Bowles)
победил в гонке на приз компании Goodyear (Goodyear Trophy) и занял второе место
в гонке на кубок Osram (Osram Cup race).