Создатели отечественных аэропланов начала XX в., несомненно, были выдающимися
людьми. Описания первых наших летательных аппаратов собрал в знаменитом
двухтомнике "История конструкций самолетов СССР" В. Б. Шавров. Долгое время
считали, что в этих книгах все: от "летающей машины" М.В. Ломоносова до МиГ-17.
Казалось, больше не найти. И все же он нашелся - самолет замечательного
инженера-конструктора Петра Владимировича Можарова, который он построил в 1914
г. вместе со своими братьями и односельчанами.
Петр Можаров родился 20 сентября 1888 г. (по старому стилю) в селе Саюкино
Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье потомственного дворянина. Вскоре
его семья переехала в село Красивка той же губернии, где отец новорожденного,
Владимир Петрович, стал управляющим спиртовым заводом No.70, который принадлежал
его старшему брату Ивану Петровичу, как и деревообделочный завод в том же селе.
Им также управлял отец Пети.
Будущий конструктор самолета закончил в селе Красивка церковноприходскую школу,
а затем - Тамбовскую шестиклассную гимназию (реальное училище). В то время наш
герой жил в тамбовском доме дядюшки. Иван Петрович слыл богачом и новатором. Он
первым в городе обзавелся автомобилем, а позже - и несколькими, строил в
губернии спиртовые и спичечные фабрики, поставляя на них сырье со своих и
прикупаемых земель. Он полюбил увлеченного техникой племянника и обещал на свои
деньги послать его учиться в Германию, но с условием, что тот будет шефствовать
за границей над его детьми - Борисом и Сергеем. Хотя они были младше Петра, но
участвовали во всех его технических забавах. Ожидая окончания гимназии
двоюродными братьями, Петр Можаров занялся фотографией, а освоив ее, и
конструированием.
По воспоминаниям родной сестры Бориса и Сергея Веры Ивановны, Петя, еще
"реалистом" полюбил авиацию и мечтал летать на аэроплане. Видимо, набираясь
опыта для воплощения своей мечты, он в 20-летнем возрасте, взялся за постройку
глиссера - лодки с воздушным винтом. Зимой 1908-1909 гг. в Красивке на
деревообделочном заводе Петр построил глиссер и приобрел для него
четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения мощностью 60 л.с.. Борис и
Сергей старались во всем помогать ему. Все трое умели работать на станках,
находившихся на фабриках Ивана Петровича. Весной 1909 г. братья начали
испытывать глиссер и плавали на нем до глубокой осени сначала по реке Вороне, на
берегу которой стоит Красивка, а затем по Цне в районе Тамбова.
Когда же река стала, Петр решил сделать аэросани. Справился быстро. Аппарат был
на трех лыжах, с мотором и пропеллером от глиссера. Братья часто катались на
аэросанях. На дороге они пугали лошадей шумом движка, поэтому им не разрешали
въезжать в город. Глиссер восстановили весной 1910 г. Однако Цна вышла из
берегов, и плавать по ней больше не пришлось. Поэтому механизированное плавсредство продали кому-то с Волги, и тот увез его поездом.
Летом 1910 г. младшие братья закончили гимназию и сразу же вместе с Петром
уехали в Германию. Все поступили в ВУЗы. Петр - в Лейпцигский университет на
теплотехнический факультет. Местом их официального проживания стал город Хемниц,
в котором находился мотоциклетный завод фирмы "Вандерер". Во время учебы братья
много ездили на мотоциклах разных марок в Лейпциг за 80 км и дальше. Они освоили
управление автомобилем и моторным катером, а Петр даже научился летать на
легкомоторных самолетах, и, несмотря на занятость, находил время для занятий
модной в те годы гиревой гимнастикой.
Братья на каникулах приезжали на родину. Катались на автомобилях Можаровых, жили
то в Тамбове, то в Красивке, посещали другие села, где были заводы Можаровых.
Летом 1913 г. во время приезда государя в Тамбов к своей тетке - великой княжне,
братья, как и другие дворяне, на своих автомобилях встречали Николая II и возили
высоких гостей. Об этом событии потом долго толковали на Тамбовщине, а в семье Можаровых вспоминали с гордостью.
В 1914 г. Петр защитил дипломный проект с отличием и стал
инженером-теплотехником. Братья тоже закончили обучение, и все вернулись на
Родину. Петр поселился в родовом селе дворян Можаровых Красивке. Здесь его
застало известие о начале войны с Германией. Он состоял на воинском учете в
качестве ратника ополчения 2-го разряда и собрался отправиться в действующую
армию.
Однако поднявшаяся в прессе германофобия, внедряемая в обыденное сознание
широких слоев населения страны, привела к формированию в обществе недоверия к
гражданам России немецкого происхождения или получившим образование в Германии.
Поэтому ему не разрешили служить в русской армии, а затем и отказали в получении
работы на государственном или, как тогда говорили, казенном Тамбовском пороховом
заводе (ТПЗ). Молодой инженер оказался не у дел, но в силу природной
энергичности взялся за приведение в порядок всей техники Можаровых. Сначала
отремонтировал автомобили и катер с бензиновым двигателем, а затем, стремясь к
осуществлению давней мечты, начал строить аэроплан.
В этой работе участвовали и его братья Борис и Сергей. Он фотографировал свое
детище по мере постройки.
Свой самолет - трехместный низкоплан с коробчатым фюзеляжем, обшитым фанерой,
Петр Можаров назвал "Проба". Фюзеляж собрали из труб, в носке которого закрепили
трехцилиндровый W-образный двигатель с воздушным охлаждением мощностью 35 л.с.,
выпускавшийся французской фирмой "Анзани". Крылья, имевшие множество деревянных
нервюр и металлические лонжероны, закрепили на уровне пола кабины. Их обтянули
тканью и покрыли лаком. К трубчатым дугам над головой пилота подвесили бензобак,
из которого топливо самотеком поступало в карбюратор двигателя. От них же шли
расчалки, удерживавшие крылья, а также - тросовые тяги к задним плоскостям,
изменявшим высоту полета. Тросы, управлявшие рулями направления, натянули под физюляжем. Шасси имело лыжи с обрезиненными бегунками в передней части и
облегченные спицованные колеса с надувными шинами. На подрессоренной хвостовой
опоре поместили обрезиненный ролик.
На большинстве фотоснимков аэроплан "Проба" запечатлен без лыж. Похоже, Петр со
временем отказался от них, что может свидетельствовать о спокойном поведении
самолета при посадке.
Испытания на прочность провели с использованием "человеческого фактора",
размещая на самолете живой груз - участников постройки летательного аппарата и
всех, желающих подняться ввысь. Видимо, и сам конструктор, и участники этих
веселых испытаний были удовлетворены прочностью самолета.
Хвостовое оперение применили такое же, как на самолетах Ф. И. Былинкина, Ф. Ф.
Терещенко, И. И. Стеглау. Расположение руля направления сверху и снизу
плоскостей управления высотой полета характерно для низкоскоростных летательных
аппаратов, к которым относился аэроплан "Проба". О том же свидетельствовала
большая поверхность задней плоскости - руля высоты, поворачивавшейся целиком.
Сопоставляя летательный аппарат Можарова с другими русскими самолетами того
периода, его конструкцию можно считать соответствующей направлению развития
легкомоторной русской авиации 1910-1913 гг. Это говорит о достаточно высокой
авиационной культуре конструктора.
При постройке самолета, Петр многое приобретал в Тамбове, куда ездил на
восстановленном автомобиле. Там же он заказывал изготовление деталей, которые
нельзя было сделать на заводских станках Можаровых. Все деревянные детали
самолета были изготовлены на деревообделочном заводе в Красивке.
Взлетно-посадочную полосу сделали на околице села. Многие желали
сфотографироваться около самолета - это стало своеобразной модой.
Вера Ивановна рассказывала, что при хорошей погоде Петр летал по округе. Сначала
он поднимался в воздух самостоятельно, но, освоившись, брал пассажиров. С их
помощью сделано несколько фотоснимков в воздухе. Полеты продолжались до глубокой
осени 1914 г., возобновились ранней весной следующего года и продолжались летом,
пока Петр оставался без работы. Получив ее, он переселился в Тамбов, иногда
приезжал в Красивку и лишь изредка летал на аэроплане.
Петр Владимирович Можаров отличался мягким характером и вежливым отношением к
работавшим с ним людям. Свидетельство тому - папка для бумаг, которую ему
подарили сельские жители, участвовавшие в постройке его самолета. На ее
внутренней обложке написано: "1914 года ноября 30-го дня. Красивка. Сей подарок
дарим инженеру Петру Владимировичу Можарову от группы рабочих на аэроплане"
(орфография сохранена).
Далее следуют девять подписей.
Благодаря постройке самолета, П. В. Можаров прославился на всю губернию. О его
полетах знали в Тамбове. И добрая слава благоприятно отразилась на судьбе
молодого конструктора. Так, 16 сентября 1915 г. его приняли в штат ТПЗ на
должность инженера-теплотехника. Работая на этом государственном предприятии, он
демонстрировал разнообразные выдающиеся способности.
Во время революции Петр Владимирович принял новую власть и продолжал работать на ТПЗ. Несмотря на это, в 1918 г. у дворян Можаровых реквизировали недвижимое
имущество и технику: автомобили, катер, самолет и прочее. Что стало с аэропланом
"Проба" - неизвестно.
На ТПЗ Можарову поручали проектирование и оснащение необходимым технологическим
оборудованием зданий и цехов порохового производства. Он руководил разработкой и
введением в эксплуатацию пироксилинового цеха, паро- и водопроводов,
механизированных складов твердого топлива, автоматизированных конвейерных печей,
спроектировал и подготовил к серийному производству стационарный дизельный
двигатель ТПЗ-12, и многое другое. В то трудное время, трудолюбие и
дисциплинированность П.В. Можарова служили примером всему предприятию, что
отмечал военный комиссар страны. За успехи в модернизации производства ТПЗ Петра
Владимировича неоднократно премировали и даже представили к награде орденом
"Герой труда". Однако представление осталось без ответа. В 1924 г. П.В. Можаров
перевелся на Ижстальзаводы, где прославился созданием первых ижевских
мотоциклов. Но это уже другая история.