В 1910 году югославский инженер словенец Станко Блоудек (Stanko Bloudek),
находясь в Праге обучался инженерному делу. Там же Блоудек при участии двух членов Чешской авиационной ассоциации (ČAD) - Ярослава Потучека (Jaroslav
Potuček) и Яна Чермака (Jan Čermak), начал проектировать свой первый самолет, получивший название Racek ("чайка", иногда
его называют B-P-Č - по первым буквам фамилий создателей). Блоудек занимался в основном проектированием машины и руководил ее
строительством, Потучек помогал строительству, а Чермак финансировал этот проект.
Racek был представлен в Праге 8 октября 1910 года. Это был одноместный моноплан, схожий с
французским Santos-Dumontove Demoiselle, оснащенный двигателем Darracq мощностью 32 л.с. (23,5 кВт) с деревянным двухлопастным пропеллером Chauviere с
диаметром 2 метра. Мотор приобрел во Франции Ян Чермак за 2600 франков.
Через пару дней самолет отвезли на аэродром возле города Пльзень. Первая попытка взлететь у
Ярослава Потучека не удалась. В ходе последующих попыток машина была повреждена, но быстро восстановлена. Первый удачный полет состоялся только 21
ноября, когда поле аэродрома покрыл толстый слоя снега. Первый полет длился 8 минут, при этом Racek смог подняться на высоту в 60
метров.
Летал самолет не долго - уже в конце 1910 года создатели рассорились, и Блоудек снял с
машины двигатель, который Чермак наваривался установить на другой аэроплан. В результате простояв без двигателя полтора года Racek
был продан в 1912 году другому пилоту, а в 1915 году разобран.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Racek |
Размах крыла, м |
7.50 |
Длина самолета,м |
6.30 |
Высота самолета,м |
2.50 |
Площадь крыла,м2 |
15.90 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
120 |
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД
Darracq |
Мощность, л.с. |
1 х 32 |
Максимальная скорость, км/ч |
80 |
крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба.
2020
|