Marcoux-Bromberg Special начал свою жизнь в 1933 году, когда Кейт Райдер (Keith
Rider) построил этот самолет как R-3. Госпожа Эдит Кларк из Санта-Моники и У.Х.
Марку (W.H. Marcoux) финансировали самолет, первоначально разрабатывавшийся для
гонок Мак-Робертсона. Машина была построена в Санта-Монике на территории
заброшенной гробовой фабрики.
Джим Грэйнджер (Jim Granger) пилот с малым, если хоть каким-нибудь опытом
работы, в 1934 году поднял самолет в воздух. В конце полета он, приземляясь на
слишком большой скорости, слишком сильно использовал тормоза, в результате чего
машина скапотировала, повредив вертикальное оперение, разрушив кабину и убив
пилота. После ремонта Вэнс Бриз (Vance Breese) совершил рекордный перелет из
Сан-Франциско в Лос-Анджелес, после чего самолет был сдан на временное хранение.
Эрл Ортман (Earl Ortman) был нанят, чтобы летать на самолете в 1935 году. 3 июля
1935 года Ортман вылетел из Ванкувера, Канада, и пролетел в Аква-Калиенте (Agua
Caliente), Мексика, за 5 часов 27 минут 48 секунд, установив рекорд,
продержавшийся 2 года. Незадолго до гонок 1935 года на приз Бендикса на самолет
был установлен более мощный двигатель. За день до гонки во время испытаний по
форсированию двигателя капот рванул вперед в пропеллер. Поспешно были проведены
ремонтные работы, и самолет был отправлен на время в Кливленд.
Однако на пути в Кливленд была вынужденная остановка в Канзас-Сити, где самолет
приземлился с трещиной в топливном баке, разбитым капотом и поврежденным винтом.
После дальнейшего ремонта машина прилетела в Кливленд, где конкурсный комитет
вынес решение о непригодности самолета для гонках на приз Томпсона. Самолет был
отремонтирован и отправлен обратно в Калифорнию, где он был законервирован в
связи с обязательствами перед Rider-Clark Airplane Company.
В начале 1936 года название было передано Хэлу Марку. Хэл был занят в Douglas
Aircraft, где он заручился помощью Джека Бромберга (Jack Bromberg), который в то
время был инженером у Дугласа. Команда Марку-Бромберга приступила к
восстановлению самолета, сделав в процессе работ серьезные изменения, приведшие
к переименованию в Marcoux-Bromberg Special. Самолет занял второе место в гонках
на приз Томпсона 1936 года, пролетев со средней скоростью гонки 248 миль/ч
(399,032 км/ч).
Самолет для гонок 1937 года был переработан еще раз. Во время полета Ортман
столкнулся с непогодой: в попытке обойти фронт он поднялся слишком высоко и ему
стало не хватать кислорода. В результате этого летчик временно потерял сознание
и сбился с курса: в итоге Ортман оказался над озером Мичиган. Но несмотря на это Marcoux-Bromberg Special прибыл к финишу вовремя, чтобы занять второе место со
временем 9 часов 48 минут. Также машина заняла второе на томпсоновских гонках 37
года, пролетев со средней скоростью 256 миль/ч (411,9 км/ч), - и это несмотря на
проблемы со свечами зажигания, которые не выдерживали применяемого мощного
наддува. На обратном пути в Калифорнию самолет Ортмана испытал утечку топлива.
Источником протечки было входное отверстие напорной трубы, шедшей от верхней
части бака вниз, выступая из нижней передней части основного бака. Расположение
отверстия было таково, что топливо из верхнего сорокагаллонного бака выливалось.
В связи с затратами эта протечка так и не была отремонтирована.
В конце этого года же Marcoux-Bromberg Special был доставлен для съемок в фильме MGM "Летчик-испытатель" ("Test Pilot") с Кларком Гейблом в главной роли. В
начале 1938 года машина победила в гонке Золотых Ворот (Golden Gate Classic),
установив рекорд замкнутого контура 266 миль/ч (428 км/ч). В июне 1938 года
самолет установил рекорд, пролетев из Окленда в Сан-Диего за 1 час и 48 минут.
Во время гонок на приз Томпсона маслорадиатор необъяснимым образом закрылся,
приведя чрезвычайно высокой температуры масла. Утечка масла увеличивалась и
последние несколько кругов были пройдены без давления подачи масла. В результате
этого двигатель заклинило сразу же, как только самолет прошел финиш. Несмотря на
это Marcoux-Bromberg Special пришел вторым со скоростью 268 миль/ч (431,21
км/ч). Для перелета домой на самолет был установлен новый более мощный
двигатель. После приземления в Канзас-Сити для дозаправки топливом из-за заледеневих тормозов и закрылков самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной
полосы и скапотировал. Авария привела к очередной переделке: в Канзас-Сити Marcoux-Bromberg Special получил новый винт и поверхности хвостового оперения
большей площади.
Там машина оставалась вплоть до томпсоновских гонок 1939 года. Во время гонок
1939 года у Marcoux-Bromberg Special двигатель глох три раза. Несмотря на это,
гонку удалось закончить в плюсе, заняв 3-е место со средней скоростью 254 миль/ч
(408,69 км/ч). После томпсоновских гонок самолет был списан. Сейчас Marcoux-Bromberg Special находится в авиационном музее города Виндзор-Локс
(Windsor Locks), Коннектикут.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
R-3 |
Special |
Размах крыла, м |
7.62 |
6.78 |
Длина самолета,м |
6.60 |
6.78 |
Высота самолета,м |
|
|
Площадь крыла,м2 |
|
|
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
|
1270 |
максимальная взлетная |
|
1574 |
Тип двигателя |
1 ПД Pratt &
Whitney Wasp Junior |
1 ПД Pratt & Whitney R-1340-S1A5-G Twin Wasp
Junior |
Мощность, л.с. |
1 х
500 |
1 х 825 |
Максимальная скорость, км/ч |
435 |
547 |
крейсерская скорость, км/ч |
|
|
Продолжительность полета, ч |
|
|
Практический потолок, м |
|
|
Экипаж, чел |
1 |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|