Самолёт "Русский
моноплан" Луки Васильевича Школина
был монопланом, общая схема этого самолета была своеобразной, контуры крыла и
оперения самолета в плане симметричны относительно поперечной оси, проходившей
на 50% хорды крыла. Самолёт имел переднее и заднее оперение и так называемую
"колонку", движениями которой ("от себя", "к себе") управлялись рули высоты,
вращением штурвала - рули направления, подвижными элеронами на крыльях - наклоны
при поворотах виражах. На переднем горизонтальном оперении были рули высоты,
заднее оперение выполняло функции стабилизатора - киль и руль направления были
сзади.
Крыло - тонкое, расчалочное, трехлонжеронное. Обшивка - пергаментная бумага в
несколько слоев, покрытая маслянной краской и лаком. На крыле имелись небольшие
косо расположенные элероны.
Корпус - расчалочная четырехгранная ферма с обтянутой полотном обтекаемой
кабиной.
Шасси - из двух колёс спереди и одного небольшого заднего (на пружинах для
амортизации), с двумя противокапотажными полозами.
Мотор - "Anzani" мощностью 25 л.с. был приобретён Школиным у известного
одесского авиатора С.И.Уточкина за 1200 рублей. Бак с топливом располагался над
кабиной лётчика.
Для увеличения тяги мотора Школин использовал вал двигателя, от которого
вращательное движение цепными приводами передавалось через шестерни к специально
изготовленным двум винтам (по принципу работы фабричного ременного привода к
механическим станкам). Они крепились на втулках, которые могли перемещаться по
неподвижной оси винтов, что позволяло лётчику придавать им встречное направление
к фронту воздушного потока. Винты - 4-х лопастные, шестерни передач - в 15 и 45
зубцов, что втрое увеличивало скорость вращения финтов - до 450-500 оборотов. На
винтах имелось приспособление для изменения угла установки лопастей во время
работы - особая втулка, перемещаемая по нарезке на неподвижной оси, на которую насаженны втулки винтов и несущая на себе концы проволочных оттяжек лопастей,
позднее подобный винт получил термин ВИШ - винт изменяемого шага и был применен
впервые в мире.
Л.В.Школин закончил проект своего самолета в 1909 году. Он безуспешно хлопотал о
его постройке сначала в Одессе, затем в Харькове. В итоге он принял предложение
промышленника В.А.Балина о постройке аппарата на его фабрике и отпустившего 3000
руб. на постройку самолета.
Создавать самолёт Школину помогали квалифицированные рабочие фабрики, в
особенности инженер-механик Н.Н.Алянчиков и его помощники - отец и сын Закорюкины, в распоряжении которых находились механические мастерские и
фабричный чугунно-литейный завод. Рабочим местом механиков было помещение
механической мастерской, где были столярный и модельный цеха: в них для самолёта
изготовлялись деревянные и металлические детали.
Завершив основные работы и истратив ссуду, Школин понял, что самолёт нуждается в
доводке, для которой опять же нужны были средства. Он попросил у Балина передачи
самолёта ему в собственность без выплаты ссуды, под векселя, мотивируя это тем,
что он сможет заработать деньги на авиационной выставке в Харькове, для чего
предложил выслать туда самолёт. Но в это же время стало известно, что Школин
пытается получить заграничный паспорт. Всё это очень насторожило Балина и он
отказал Школину в передаче самолёта в его собственность. Лука Васильевич
разобрал самолёт, разложив его по деревянным ящикам, а сам уехал в Харьков в
поисках денег (он читал лекции по авиации, тем самым пропагандируя своё
изобретение), что также не дало положительного результата.
К тому же чиновники стали очень пристально относиться к авиаторам: для
проведения полётов требовалось теперь разрешение полиции, а на месте их
проведения в обязательном порядке должен был присутствовать полицейский. Вопрос
о воздухоплавании обсуждался даже на заседании Государственной Думы в 1910 году.
А у некоторых конструкторов самолёты были описаны полицейскими приставами и
заперты "на замок".
Находясь в Харькове, Школин стал просить поддержки у Леденцовского общества,
приложив к просьбе схему конструкции самолёта и его описание. Экспертизу
изобретения проводил сам "отец русской авиации" Н.Е.Жуковский, порекомендовавший
обществу поддержать мастера-самородка. Но так как самого самолёта у Школина для
доработки не было, то в материальной поддержке ему вновь было отказано.
В 1911 году Школин уехал во Францию, где его застала Первая Мировая война.
Оказавшись на правах эмигранта, он не мог быть допущен к авиации. После войны он
вернулся в Харьков, но здесь уже шла Гражданская война: не то было время для
авиаконструкторской деятельности. О дальнейшей судьбе Луки Васильевича известно
лишь то, что дожил свой век он в Харькове, скончавшись весною 1943 года от
заболевания туберкулёзом. Последние годы жизни его сопровождали неудачи и
материальные трудности.
Что же касается самолёта, то он так и пролежал до начала 1920-х годов
упакованным в ящики в сарае фабрики. Потом активисты местной ячейки Осоавиахима
(общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству)
использовали его мотор для устройства аэросаней, а затем и глиссера,
бороздившего водную гладь озера Вазаль.