Организованный в Петербурге осенью 1909 года завод Первого Российского
товарищества воздухоплавания (С.С.Щетинина) начал свою деятельность с постройки
самолетов под названием "Россия". Они были выпущены в феврале 1910 года.
Руководил их постройкой инженер Николай Васильевич Ребиков.
"Россия-А" по своей схеме напоминала французский самолет "Фарман-III", но в
гораздо лучшем конструктивном исполнении и с рядом существенных отличий. Обтяжка
крыльев и оперения была сделана двусторонней, благодаря чему профиль был
выдержан в полной мере. Выполнен был самолет очень чисто, без перетяжеления.
Однако первый экземпляр самолета с двигателем "Renault" в 40 л.с. не мог
взлететь и тогда был установлен более мощный двигатель - "Gnome" в 50 л.с.
Самолет "Россия-А" был тепло встречен авиационными кругами страны. Еще до
прохождения летных испытаний он получил весной 1910 года на III международной
автомобильной выставке в Петербурге награду - серебряную медаль военного
министерства и был куплен Всероссийским императорским аэроклубом. Стоимость
русского летательного аппарата была почти в полтора раза меньше стоимости
иностранных аэропланов, и если Фарман продавал свои аппараты за 14 тысяч рублей,
то за "Россию-А" Всероссийский аэроклуб заплатил заводу всего лишь 9 тысяч
рублей.
Нам теперь кажется странным, что награду получил аэроплан, еще ни разу не
поднимавшийся в воздух. Но самолет в основном воспроизводил известную
конструкцию Фармана, и специалисты не сомневались в том, что он полетит. Если же
учесть, что выпускаемые Фарманом во Франции самолеты были очень грубо и небрежно
сделаны, в то время как самолет "Россия-А" восхищал тщательностью отделки, то
станет понятной причина награды.
Самолет "Россия-А" привлек к себе внимание не только широкой публики, но и
авиационных специалистов. Подполковник С. А. Ульянин, один из пионеров летания
на воздушных змеях и организатор змеевых команд в русской армии, тщательно
осмотрев аппарат, поднялся на нем в воздух. Совершив полет, Ульянин, только что
возвратившийся из Франции после обучения в школе Фармана, дал высокую оценку
первому русскому самолету, ничуть не уступающему заграничным машинам.
На самолетах "Россия-А", которых было построено 5 экземпляров, летали авиаторы Сегно, Срединский, Лебедев. В 1910 году на самолете "Россия-А" был установлен
первый русский рекорд продолжительности полета - 15 минут. Все полеты были
удачными. Первый экземпляр самолета экспонировался на III Международной
автомобильной выставке 1910 года в Санкт-Петербурге и заводу был выдан за него
приз.
На одном из самолетов "Россия-А" было переделано хвостовое оперение (по типу Farman F.III), оно было выполненно в более совершенной схеме - рули высоты и
направления были сделаны раздельными, а не в виде, обычной для Фармана тех лет,
коробки.