RWD-13 был построен для участия в Challenge'34. Для убыстрения работ коллектив
конструкторов в составе Станислав Рогальского, Станислав Вигура и Йержи Дрзвеция, приняли решения построить новый самолет на базе RWD-9.
Первоначально самолет получил обозначение RWD-6bis, однако в уже в процессе работ обозначение было изменено на RWD-13. Первый прототип
самолета (регистрационный номер SP-AOA) взлетел 15 января 1935 года. После проведения заводских испытаний самолет заинтересовал военных.
Первый RWD-13 был передан военным для испытаний в 1937 году. Вскоре поступили средства для закупки 24 RWD-13.
Самолет имел большой успех за границей: в авиации генерала Франко летали четыре самолета, кроме того по крайней мере один самолет летал в Палестине, а потом был включен в
состав ВВС Израиля.
После падения Польши в Румынию было эвакуировано 23 RWD-13 (+ 5 RWD-13S), по одному самолету улетело в Швецию и Литву. В Румынии самолеты широко применялись
на фронте и после окончания войны 4 самолета вернули прежним хозяевам.
Всего было построено более 90 экземпляров самолета. RWD-13 эксплуатировались до 1953 года, после чего один самолет стал экспонатом
музея в Кракове.
RWD-13 за границей.
Бразилия.
Бразилия стала единственной южноамериканской страной, которая покупала польские
самолеты в 30-е годы. Всего сюда попали 8 RWD-13.
№. |
Польская регистрация |
Заводской номер |
Бразильская регистрация |
Примечания |
1. |
SP-ATE |
117 |
PP-TCV |
бывший владелец: DWL, зарегистрирован 12.07.1937, последняя
инспекция 20.06.1952, снят с учет 08.12.1971, предположительно
потерян в аварии |
2. |
SP-BGL |
149 |
PP-TDD |
зарегистрирован 26.11.1937, годен к полетам 30.04.1960, снят с
учета 21.02.1968 |
3. |
SP-BEU |
150 |
PP-TCS
PP-MFC
PP-RHS |
зарегистрирован 03.07.1937, перерегестрирован как PP-MFC 10.06.1944
и использовался для фотометрических работ, перерегистрирован как
PP-RHS 02.05.1946, годен к полетам 19.01.1947, снят с учета
14.12.1951 |
4. |
SP-BEW |
151 |
PP-TDJ |
зарегистрирован 04.01.1938, снят с учета 01.02.1943 |
5. |
SP-BMR |
222 |
PP-FAB
PP-TXY |
зарегистрирован 22.03.1938, перерегистрирован как PP-TXY 29.05.1943,
снят с учета 20.10.1955 |
6. |
SP-BMS |
223 |
PP-TEM |
зарегистрирован 20.10.1939, снят с учета 29.05.1947 |
7. |
? |
281 |
PP-TGM |
зарегистрирован 24.02.1940, годен к полетам 22.02.1945, но снят с
учета только 30.12.1968 |
8. |
? |
286 |
PP-TGJ
PP-ZDM
PT-LFY |
зарегистрирован 23.11.1939, годен к полетам 31.05.1966, снят с
учета 08.12.1971, отреставрирован 06.08.1984 как PP-ZDM , в 90-х
годах был PT-LFY и способен летать. |
Израиль. Летом 1938 года авиакомпания "Aviron" заказала два самолета RWD-13.
№ |
Польская регистрация |
Заводской номер |
Палестинская регистрация |
1 |
SP-BFL |
165 |
VQ-PAL |
2 |
SP-BFM |
166 |
VQ-PAM |
США В 1939 году два RWD-13 демонстрировались на выставке World's Fair в Нью
Йорке. С началом Второй Мировой войны самолеты были проданы частным лицам.
№ |
Польская регистрация |
Заводской номер |
Американская регистрация |
Примечания |
1 |
SP-BEZ |
158 |
NC20651 |
разбит в 1948 году |
2 |
SP-BFE |
159 |
NC20652 |
разбит в 1950 году |
Румыния
№ |
Польская регистрация |
Заводской номер |
Владелец |
Румынский военный № |
Румынская регистрация |
1 |
SP-ATA |
113 |
MK - Aeroklub
Poznański |
- |
YR-EUG |
2 |
SP-ATH |
131 |
MK |
- |
- |
3 |
SP-ATK |
133 |
MK |
- |
- |
4 |
SP-ATJ |
148 |
LOPP |
- |
YR-PSD |
5 |
SP-BFG |
160 |
MK - Aeroklub
Lwowski |
- |
- |
6 |
SP-BFK |
164 |
DWL |
- |
- |
7 |
SP-BFM |
166 |
MK |
- |
- |
8 |
SP-WDL |
169 |
E. Wedel |
- |
- |
9 |
SP-BFP |
170 |
- |
- |
YR-ISD |
10 |
SP-BFS |
173 |
MK - Aeroklub
Warszawski |
- |
YR-PSI |
11 |
SP-BFT |
174 |
- |
- |
YR-ROV |
12 |
SP-BFU |
175 |
MK |
5 |
- |
13 |
SP-BFW |
213 |
Aeroklub
Warszawski |
- |
- |
14 |
SP-BMJ |
214 |
Aeroklub Lwowski |
12 |
- |
15 |
SP-BMK |
215 |
LOPP |
- |
YR-BMK |
16 |
SP-BMM |
217 |
- |
- |
- |
17 |
SP-BMO |
219 |
- |
- |
- |
18 |
SP-HZM |
221 |
J. Radowski |
- |
- |
19 |
SP-BMT |
224 |
Aeroklub
Warszawski |
9 |
YR-BMT |
20 |
SP-BME |
226 |
- |
- |
YR-AMF |
21 |
SP-BMW |
- |
MK |
- |
- |
22 |
SP-BMY |
261 |
LOPP - Masłów |
2 |
YR-INT |
23 |
69-K |
262 |
2. Pułk Lotniczy |
- |
- |
24 |
SP-BJU |
278 |
LOPP |
- |
- |
25 |
SP-BJM |
- |
Aeroklub
Krakowski |
- |
- |
26 |
SP-BNU |
283 |
LOT |
6 |
- |
27 |
SP-BNW |
284 |
Katelbach |
- |
- |
28 |
SP-BTH |
307 |
DWL |
- |
- |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
RWD-13 |
Размах крыла, м |
11.50 |
Длина самолета,м |
7.85 |
Высота самолета,м |
2.05 |
Площадь крыла,м2 |
16.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
530 |
максимальная взлетная |
930 |
Тип двигателя |
1 ПД PZInż Major 4 |
Мощность, л.с. |
1 х 130 |
Максимальная скорость, км/ч |
210 |
Крейсерская скорость, км/ч |
180 |
Практическая дальность, км |
900 |
Практический потолок, м |
4200 |
Экипаж, чел |
3 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2017
|