В первой половине 30-х годов польские ВВС стали испытывать недостаток легких санитарных самолетов: H-28S физически и морально
устарели, а тяжелые R-XVIb не были приспособлены для посадок на полевые площадки. Поэтому на переломе 1936/37 годов конструкторское бюро DWL разработало санитарный вариант RWD-13. Автором проекта стал
инженер Бронисалв Зураковски. С правой стороны фюзеляжа была сделана ниша, для того, чтобы туда могли поместиться носилки с раненым, а с левой - ниша для санитара. Прототип самолета (регистрационный
номер SP+BFN) был облетан 30
апреля 1937 года. Летом того же года самолет был принят на вооружение и получил цифровое обозначение типа:12. Первые четыре машины появились на аэродроме Мокотовский 26 сентября, до конца года были построены еще четыре экземпляра, а в следующем - пять. Независимо от этой машины с 1937 года начал выпускаться туристическо - санитарный вариант RWD-13TS. Таким образом, всего было построено около 15 машин в обеих версиях. Хотя самолеты принадлежали военным, однако как санитарные машины получили гражданскую регистрацию. В ходе сентябрьской войны один самолет был сбит 17 сентября во время перелета в Черновцы, еще один
самолет перелетел из Вильна в Таллинн. После оккупации Эстонии самолет был включен в состав ВВС РККА. В Румынию перелетело 5 RWD-13S и два RWD-13TS. В 1941 году все самолеты были отданы санитарной эскадре. Для транспортировки легкораненых
использовали также RWD-13T. Самолеты широко использовались в боях под Сталинградом и в Крыму. Всего на румынских RWD-13 с 25 июня по 6 ноября 1941 года перевезено около 700 раненных, а с 10 апреля 1942 по 23 августа 1944 года - около 1300. После окончания войны уцелевшие машины были переданы в
7-й тап. В 1947 году в Польшу вернули только один самолет (SP-BMY). Самолет был вписан в реестр как LWD-13 и получил обозначение SP-MSZ. Машина принадлежала министерству иностранных дел и до 1955
года выполнил несколько сотен курьерских вылетов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
RWD-13S |
Размах крыла, м |
11.50 |
Длина самолета,м |
7.85 |
Высота самолета,м |
2.05 |
Площадь крыла,м2 |
16.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
535 |
максимальная взлетная |
930 |
Тип двигателя |
1 ПД PZInż Major 4 |
Мощность, л.с. |
1 х 130 |
Максимальная скорость, км/ч |
210 |
Крейсерская скорость, км/ч |
180 |
Практическая дальность, км |
900 |
Практический потолок, м |
4200 |
Экипаж, чел |
3 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|