Уголок неба ¦ RWD-13S

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   RWD-13S
       
Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1937
Тип: Легкий санитарный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В первой половине 30-х годов польские ВВС стали испытывать недостаток легких санитарных самолетов: H-28S физически и морально устарели, а тяжелые R-XVIb не были приспособлены для посадок на полевые площадки. Поэтому на переломе 1936/37 годов конструкторское бюро DWL разработало санитарный вариант RWD-13. Автором проекта стал инженер Бронисалв Зураковски. С правой стороны фюзеляжа была сделана ниша, для того, чтобы туда могли поместиться носилки с раненым, а с левой - ниша для санитара. Прототип самолета (регистрационный номер SP+BFN) был облетан 30 апреля 1937 года. Летом того же года самолет был принят на вооружение и получил цифровое обозначение типа:12.

Первые четыре машины появились на аэродроме Мокотовский 26 сентября, до конца года были построены еще четыре экземпляра, а в следующем - пять. Независимо от этой машины с 1937 года начал выпускаться туристическо - санитарный вариант RWD-13TS. Таким образом, всего было построено около 15 машин в обеих версиях.

Хотя самолеты принадлежали военным, однако как санитарные машины получили гражданскую регистрацию. В ходе сентябрьской войны один самолет был сбит 17 сентября во время перелета в Черновцы, еще один самолет перелетел из Вильна в Таллинн.

После оккупации Эстонии самолет был включен в состав ВВС РККА. В Румынию перелетело 5 RWD-13S и два RWD-13TS. В 1941 году все самолеты были отданы санитарной эскадре. Для транспортировки легкораненых использовали также RWD-13T. Самолеты широко использовались в боях под Сталинградом и в Крыму.

Всего на румынских RWD-13 с 25 июня по 6 ноября 1941 года перевезено около 700 раненных, а с 10 апреля 1942 по 23 августа 1944 года - около 1300. После окончания войны уцелевшие машины были переданы в 7-й тап. В 1947 году в Польшу вернули только один самолет (SP-BMY). Самолет был вписан в реестр как LWD-13 и получил обозначение SP-MSZ. Машина принадлежала министерству иностранных дел и до 1955 года выполнил несколько сотен курьерских вылетов.






 ЛТХ:
Модификация   RWD-13S
Размах крыла, м   11.50
Длина самолета,м   7.85
Высота самолета,м   2.05
Площадь крыла,м2   16.00
Масса, кг  
  пустого самолета   535
  максимальная взлетная   930
Тип двигателя   1 ПД PZInż Major 4
Мощность, л.с.   1 х 130
Максимальная скорость, км/ч   210
Крейсерская скорость, км/ч   180
Практическая дальность, км   900
Практический потолок, м   4200
Экипаж, чел   3


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип RWD-13S
 RWD-13S 
 RWD-13S
 RWD-13S     (c) Roman Postk
 RWD-13S
 RWD-13S 
 RWD-13S 
 RWD-13S построенный югославской компанией Rogozarski
 RWD-13S 
 RWD-13S захваченный немцами   (c) Roman Postk
 RWD-13TS 
 RWD-13TS 

  Схемы:

 RWD-13S

  Варианты окраски:

 RWD-13S ВВС Румынии
 RWD-13S ВВС Румынии

 



 

Список источников:

Andrzej Morgala. Samoloty Wojskowe w Polsce 1924-1939
Putnam. Jerzy B. Cynk. Polish Aircraft 1893-1939
Maciej Stefanicki, Jacek Wojcik. Polskie Konstrukcje Lotnicze do 1939 r.
Samoloty zbudowane w Panstwowych Zakladach Lotniczych do 1939r.
Andrzej Glass. Polskie konstrukcje lotnicze 1893 -1939
Historia Doswiadczalnych Warsztatow Lotniczych (D.W.L). RWD-
13
BSP 17. Laszek Duleba, Andrzej Glass. Samoloty RWD
Nac.gov.pl. RWD-13S
ATL 1993-10. RWD-13S
Militaria XX wieku 2005-02. Wojciech Mazur. Wbrew regule


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: