Скорость является тем термином, который неразрывно связан с авиацией. В
течение периода времени, который лишь немного превышает продолжительность
человеческой жизни, человечество не только научилось летать на машинах тяжелее
воздуха, но а также сражалось на невероятных скоростях, которые в несколько раз
превышали скорость звука. Путь к этому не был легким и быстрым, о чем можно
будет убедиться в данном цикле статей. В этом цикле будет последовательно
рассказано о самолетах, установивших абсолютные мировые рекорды скорости и
мировые рекорды скорости в классах сухопутных и морских машин. В цикле статей
будет рассказано о конструкторах и пилотов самолетов а также о спонсорах
международных гонок - всех тех, кто создавал удивительную атмосферу борьбы за
скорость. Надеюсь, что читатели узнают много нового об этом интересном фрагменте
истории мировой авиации.
В начале двадцатого столетия Франция становилась все более важным центром
развития мировой авиации. Хотя мир и признал первенство американцев Уилбура и
Олрвилла Райтов (13 декабря 1093 года), но последние работали изолированно и в
режиме секретности. Во Франции же было строго наоборот: была настоящая лихорадка
строительства и испытаний планеров и моторных планеров, сопровождавшаяся
крикливой рекламой и щедрой поддержкой спонсоров. Одним из положительных
моментов этой лихорадки стало основание в 1905 году в Париже международной
авиационной ассоциации (Fédération Aéronautique Internationale - FAI; ФАИ).
Задачами ассоциации стали регистрация, оценка и признание лучших авиационных
достижений. Помимо этого ФАИ взаимодействовала с уже основанными национальными
аэроклубами; так, например, французский аэроклуб был основан в 1898 году.
В качестве первого абсолютного рекорда скорости ФАИ зарегистрировала достижение
Альберто Сантос-Дюмона (Alberto Santos-Dumont), который 12 ноября 1906 года на самолете собственной
конструкции 14-bis разогнался до "целых" 41,29 км/ч. Первый в мире абсолютный
рекорд скорости был установлен на французской земле бразильцем - сыном оптового
торговца кофе. Альберто Сантос-Дюмон поселился в Париже в 1891 году; в то время
молодые богатые люди интересовались не только женщинами, но и современными
видами спорта - мотоциклами, автомобилями и авиацией.
В Париже Сантос-Дюмон построил несколько мягких дирижаблей, на одном из которых
- No.6 - 19 октября 1901 года он за полчаса пролетел от парка Сен-Клу до
Эйфелевой башни, облетел ее и вернулся на место взлета. Этим полетом Альберто Сантос-Дюмон выиграл приз французского промышленника и мецената Анри Дойч де ла
Мерта в размере 125000 франков. Первую половину призовых денег Сантос-Дюмон
пожертвовал беднякам Парижа, а вторая половина досталась его работникам в
качестве премии.
Затем Альберто Сантос-Дюмон от воздухоплавания перешел к созданию летательных
аппаратом тяжелее воздуха. В 1905 году им был построен и испытан планер No.11;
во время тестирования планер буксировала моторная лодка. Затем Сантос-Дюмоном
был разработан проект вертолета No.12, после чего бразилец под влиянием
популярных в те годы воздушных змеев перешел к созданию самолета.
Разработанный и построенный Сантос-Дюмоном самолет имел схему "утка" с оперением
в передней части и крылом в задней. Также в задней части самолета был установлен
восьмицилиндровый двигатель Antoinette (Levavasseur), развивавший мощность 24
л.с. (18 кВт) и вращавший двухлопастный металлический толкающий винт.
Первоначально Альберто Сантос-Дюмон испытал самолет привязанным к натянутому
канату, затем буксировал его за скачущим ослом и лишь потом в качестве буксира
был использован дирижабль No.14. Именно по этой причине самолет получил
обозначение No.14-bis - "второй четырнадцатый".
Первый взлет был запланирован 13 сентября 1906 года, но в этот день был всего
лишь семиметровый прыжок, заканчивающийся повреждением машины. 23 октября 1906
года после завершения ремонта и замены двигателя на более мощный 50-сильный (37
кВт) Antoinette была предпринята еще одна попытка полета, во время которой
No.14-bis продержался в воздухе семь секунд и пролетел 60 метров. Этим Сантос-Дюмон выиграл Приз Аршдекона в 3000 франков, который был основан
адвокатом Эрнестом Аршдеконом (Ernest Archdeacon) в июле 1906 и который должен
был быть вручен первому лётчику, пролетевшему на самолете более 25 метров только
с помощью собственного двигателя.
Наконец, 12 ноября 1906 года Альберто Сантос-Дюмон совершил еще один полет, по
результатам которого он выиграл приз французского аэроклуба в 1500 франков за
полет длиной более ста метров. К этому времени No.14-bis получил предтечу
элеронов - небольшие восьмиугольные пластины, расположенные в межкрыльевом
пространстве между внешними и ближайшими к внешним межкрыльевыми стойками. Пилот
управлял этими поверхностями наклоняя свое тело в ту или иную сторону, поскольку
тросы управления были прикреплены к его костюму. Во время полета Сантос-Дюмон
стоял в кабине, напоминавшей корзину воздушного шара, и управлял самолет с
помощью рулевого колеса (левой рукой) и ручки управления (правой рукой).
Утром No.14-bis взлетел с расположенного в Булонском лесу луга Багатель (Bagatelle),
а в 16:00 Сантос-Дюмон взлетел под непосредственным контролем комиссаров
французского аэроклуба. К сожалению он пролетел 82,6 метра и продержался в
воздухе 7,2 секунды. В 16:45 двигатель вновь сломался, и Сантос-Дюмон
приземлился на лугу, пролетев 220 метров! Во время полета он набрал высоту 6
метров и находился в воздухе в течение 21,2 секунд. Рассчитанная скорость стала
первым зарегистрированным рекордом.
После No.14-bis Альберто Сантос-Дюмон создал несколько дирижаблей и самолетов, в
том числе и знаменитый No.20 Demoiselle, который по свой концепции стал
предшественником современных ультралегких самолетов.
В 1910 году Сантос-Дюмон внезапно и серьезно заболел. У него двоилось в глазах и
он испытывал головокружение, что лишило его возможности передвигаться, не только
летать. Ему был поставлен диагноз рассеянный склероз. Сантос-Дюмон уволил
сотрудников и закрыл свою мастерскую. Его болезнь скоро привела к
прогрессирующей депрессии.
В 1911 году Сантос-Дюмон переехал из Парижа к морю во французскую деревню Бенервиль, где стал заниматься астрономией. Местные жители, которые были слабо
наслышаны о его известности и достижениях, сделанных в Париже несколькими годами
ранее, обратили внимание на его телескоп немецкого производства и необычный
акцент, приняв его за немецкого шпиона, отслеживающего перемещения французского
военного флота. Эти подозрения в конечном счёте привели к аресту Сантос-Дюмона
французской военной полицией. Получив сильный стресс, усугублённый его болезнью,
он сжёг все свои бумаги, чертежи и заметки. В результате немногое из
оригинальной технической документации Сантос-Дюмона сохранилось до сегодняшнего
дня.
В 1918 (по некоторым источникам в 1916) году Сантос-Дюмон оставил Францию, чтобы
возвратиться на родину и более никогда не возвращаться в Европу. Болезнь
Альберто Сантос-Дюмона прогрессировала, его угнетал рассеянный склероз и то, что
самолёты стали активно использоваться в военных целях. Он совершил самоубийство,
повесившись в городе Гуаружа, штат Сан-Паулу 23 июля 1932 года.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Santos-Dumont
14-bis |
Размах крыла, м |
11.46 |
Длина, м |
9.60 |
Высота, м |
3.75 |
Площадь крыла, м2 |
52.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
290 |
Тип двигателя |
1
ПД Antoinette 8V |
Мощность, л.с. |
1 х
50 |
Максимальная скорость, км/ч |
41 |
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, м |
220 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
6 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|