Уголок неба ¦ Уфимцев Сфероплан

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация  
   Сфероплан
       
Разработчик: Уфимцев
Страна: Россия
Первый полет:
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Сфероплан - оригинальный по схеме летательный аппарат, построенный летом 1909 года курским изобретателем Анатолием Георгиевичем Уфимцевым. Аппарат имел круглое крыло, такое же круглое горизонтальное оперение на плоской расчалочной ферме и трехколесное шасси (с носовым колесом). Был снабжен двухцилиндровым, двухтактным двигателем (20 л.с.) конструкции А.Г.Уфимцева с двумя соосными воздушными винтами, тоже собственной конструкции. Две лопасти воздушного винта были прикреплены к цилиндрам двигателя, а две - к носку картера. Такое крепление лопастей было сделано впервые в мире, так же как и круглая форма крыла и оперения. Трехколесное шасси с носовым колесом было выполнено Уфимцевым впервые в России и одновременно с Г.Кертисом (США).

Крыло состояло из круга-рамы диаметром 3,4 м и площадью 9 м2 с шестью планками-нервюрами ("подрешетинами"), имевшими выгиб кверху в форме параболической пологой дуги с полотняной обтяжкой поверху. Рама была расчалена к трем парным бамбуковым стойкам, несшим велосипедные колеса. Вертикальная хвостовая ферма, также бамбуковая, была частично затянута полотном и образовывала "флюгер" (воздушный киль). Руль направления был за винтом. Все было расчалено большим количеством тонких проволок, что обеспечивало неизменность формы и легкость при достаточной прочности.

Сфероплан испытывался, делал пробежки, но от земли не отрывался. Изобретатель посчитал, что не хватает мощности двигателя.

В 1910 году Уфимцев собирает два биротативных двигателя: четырех- и шестицилиндровый. Проект четырёхцилиндрового двигателя не удовлетворил автора.

Получив небольшой кредит от частных лиц, заложив дом и используя свои наличные средства Уфимцев собирает шестицилиндровый с объёмом 3,3 лит, 1000 об/мин, 40 л.с., масса 50 кг.

Сфероплан был перестроен и получил название "Сфероплан No. 2". Схема и конструкция - та же, но размеры увеличены вдвое: площадь крыла 36 м2, площадь руля высоты 4 м2. В крыле 11 нервюр. Вертикальная бамбуковая ферма соответственно увеличена и усложнена. Сиденье помещалось между задними стойками шасси на нижнем поясе фермы. Биротативный шестицилиндровый двигатель был установлен под передней кромкой крыла на вертикальной раме.

В июне 1910 года была закончена постройка самолета и проведены первые испытания. Выяснилось, что двигатель не мог долго работать, заедали поршни. Испытания закончились остановкой двигателя, мотор был снят и отправлен в мастерскую. (В настоящее время этот двигатель экспонируется в Центральном доме авиации и космонавтики имени М.В.Фрунзе).

Уфимцев спроектировал новый шестицилиндровый двухтактный биротативный двигатель с объёмом 5,6 лит, 1000 об/мин, 60-75 л.с., масса 58 кг., который был построен на Брянском паровозостроительном заводе.

После замены двигателя испытания "Сфероплана No. 2" были продолжены. Но взлет опять не получился. Центровка аппарата оказалась слишком передней.

11 июля 1910 года налетевшим шквалом самолет был перевернут и разрушен. Отсутствие средств не позволило Уфимцеву его восстановить.

Экспериментальная и производственная базы которыми располагал А.Г.Уфимцев были явно недостаточны. Государство не оказало изобретателю никакой поддержки и он был вынужден оставить работы в авиации.

В марте 1912 года двигатель со "Сфероплана No. 2" экспонировался на Второй Международной воздухоплавательной выставке в Москве. Жюри под председательством профессора Н.Е.Жуковского наградило А.Г.Уфимцева большой серебряной медалью (в настоящее время этот двигатель под маркой АДУ-4 выставлен в Музее Военно-Воздушных сил в Монино).

В Германии над биротативными двигателями работал авиамоторный отдел фирмы "Сименс-Гальске" в Берлине. Только к концу 1918 года работы завершились созданием одиннадцатицилиндрового двигателя мощностью 200 л.с., с частотой вращения вала и цилиндров 900 об/мин.





 ЛТХ:
Модификация   Сфероплан No.2
Размах крыла, м   6.80
Длина самолета,м  
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   36.00
Масса, кг  
  пустого самолета  
  нормальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПД Уфимцева
Мощность, л.с.   1 х 60
Максимальная скорость, км/ч  
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Сфероплан No.1
 Сфероплан No.2

  Схемы:

 Сфероплан No.1

 



 

Список источников:

Авиару.рф. Сфероплан No.1; No.2
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Архив ЦГАКФФД


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: