Уголок неба ¦ Шереметьев Ш-13

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   Ш-13
       
Разработчик: Шереметьев
Страна: СССР
Первый полет: 1939
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Увлечение большими размахами и удлинениями крыла при создании самолетов с рекордной дальностью полета проявилось и в легкомоторной авиации. В апреле 1939 г. спортивный отдел Центрального аэроклуба СССР приступил к испытаниям легкого самолета Ш-13 конструкции Б.Н.Шереметева. Испытания этого оригинального аппарата провел известный планерист и полярный летчик П.Г.Головин.

Ш-13 оценивался как экономичный и дешевый самолет, предназначенный для проведения дальних тренировочных полетов и для возможного завоевания рекорда дальности в классе легких машин. Самолет представлял собой одноместный моноплан деревянной конструкции. При обучении и тренировке предполагался и в двухместном варианте.

Крыло Ш-13 двухлонжеронное, с удлинением 16, поперечное "V" - б°, профиль сечения крыла - РФ-7 с относительной толщиной 16% в корне. В крыле размещены 4 бензобака общей емкостью 140 литров. Обшивка крыла фанерная до второго лонжерона, далее - полотняное покрытие. Элероны щелевые, площадью 0,99 кв.м. Между ними и фюзеляжем оборудованы щелевые закрылки, отклоняемые до 45°. При транспортировке крыло расстыковывалось, и его размах снижался с 13-ти до 9,0 метров. Шасси неубираемое, типа УТ-1 в обтекателях. Хвостовое колесо в обтекателе, "прилепленном" к фюзеляжу подобно тому, как это было сделано в АНТ-25.

Фюзеляж простых форм, обшит фанерой, снабжен двумя топливными баками общей емкостью 240 литров. Оперение свободнонесущее, киль выклеен заодно с верхним гротом фюзеляжа. Позади пилота смонтирован пол и сиденье для второго члена экипажа (пассажира). Сиденье простейшее, со спинкой из брезента, рассчитано под наспинный парашют. В одноместном, дальнем варианте здесь без труда монтировался один из топливных баков. Указывалось, что при загрузке 175 кг горючего и масла продолжительность полета составляла 20 часов. Дальность полета с расчетной скоростью 120 км/ч составляла 2400 км. Указывались и другие значения: продолжительность полета 25 часов, а дальность - 3300 км.

Ш-13 проходил испытания с двигателем "Сальмсон" АД-9 мощностью 40 л.с. и воздушным винтом диаметром 1,65 м. Французский "Сальмсон" АД-9 являлся одним из самых маленьких 9-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения, имел диаметр всего 630 мм, сухой вес 75 кг, расходовал менее 10 кг топлива в час. Известно, что АД-9 получили не новый, ресурс его практически был израсходован, поэтому Ш-13 пытались оснащать и другими двигателями, в частности оппозитным двигателем воздушного охлаждения "Бристоль Черуб" с максимальной мощностью 36 л.с.

В процессе проведения испытаний Ш-13 показал неплохие летные качества, при нагрузке топливом на 10 часов полета легко отрывался от земли, его максимальная скорость достигала 180 км/ч. Поднять максимальный взлетный вес для достижения заявленной дальности полета ни один из означенных двигателей по причине малой мощности не позволял. Впрочем, сама идея легкого дальнего самолета ажиотажа не вызвала. О проведении дальних полетов на самолетике конструктора Шереметева данных не обнаружено.








 ЛТХ:
Модификация   Ш-13
Размах крыла, м   13.00
Длина самолета,м   5.90
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   10.56
Масса, кг  
  пустого самолета   397
  максимальная взлетная   663
Тип двигателя   1 ПД Salmson AD-9
Мощность, л.с.   1 х 40
Максимальная скорость, км/ч   165
Крейсерская скорость, км/ч   120
Практическая дальность, км   2500
Скороподъемность, м/мин   71
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ш-13 с мотором Salmson AD-9
 Ш-13 с мотором Bristol Cherub

  Схемы:

 Ш-13

 



 

Список источников:

Крылья. М.Маслов, М.Орлов, В.Егоров. Легкие самолеты для дальних перелетов
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: