Увлечение большими размахами и удлинениями крыла при создании самолетов с
рекордной дальностью полета проявилось и в легкомоторной авиации. В апреле 1939
г. спортивный отдел Центрального аэроклуба СССР приступил к испытаниям легкого
самолета Ш-13 конструкции Б.Н.Шереметева. Испытания этого оригинального аппарата
провел известный планерист и полярный летчик П.Г.Головин.
Ш-13 оценивался как экономичный и дешевый самолет, предназначенный для
проведения дальних тренировочных полетов и для возможного завоевания рекорда
дальности в классе легких машин. Самолет представлял собой одноместный моноплан
деревянной конструкции. При обучении и тренировке предполагался и в двухместном
варианте.
Крыло Ш-13 двухлонжеронное, с удлинением 16, поперечное "V" - б°, профиль
сечения крыла - РФ-7 с относительной толщиной 16% в корне. В крыле размещены 4
бензобака общей емкостью 140 литров. Обшивка крыла фанерная до второго
лонжерона, далее - полотняное покрытие. Элероны щелевые, площадью 0,99 кв.м.
Между ними и фюзеляжем оборудованы щелевые закрылки, отклоняемые до 45°. При
транспортировке крыло расстыковывалось, и его размах снижался с 13-ти до 9,0
метров. Шасси неубираемое, типа УТ-1 в обтекателях. Хвостовое колесо в
обтекателе, "прилепленном" к фюзеляжу подобно тому, как это было сделано в
АНТ-25.
Фюзеляж простых форм, обшит фанерой, снабжен двумя топливными баками общей
емкостью 240 литров. Оперение свободнонесущее, киль выклеен заодно с верхним
гротом фюзеляжа. Позади пилота смонтирован пол и сиденье для второго члена
экипажа (пассажира). Сиденье простейшее, со спинкой из брезента, рассчитано под
наспинный парашют. В одноместном, дальнем варианте здесь без труда монтировался
один из топливных баков. Указывалось, что при загрузке 175 кг горючего и масла
продолжительность полета составляла 20 часов. Дальность полета с расчетной
скоростью 120 км/ч составляла 2400 км. Указывались и другие значения:
продолжительность полета 25 часов, а дальность - 3300 км.
Ш-13 проходил испытания с двигателем "Сальмсон" АД-9 мощностью 40 л.с. и
воздушным винтом диаметром 1,65 м. Французский "Сальмсон" АД-9 являлся одним из
самых маленьких 9-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения, имел диаметр
всего 630 мм, сухой вес 75 кг, расходовал менее 10 кг топлива в час. Известно,
что АД-9 получили не новый, ресурс его практически был израсходован, поэтому
Ш-13 пытались оснащать и другими двигателями, в частности оппозитным двигателем
воздушного охлаждения "Бристоль Черуб" с максимальной мощностью 36 л.с.
В процессе проведения испытаний Ш-13 показал неплохие летные качества, при
нагрузке топливом на 10 часов полета легко отрывался от земли, его максимальная
скорость достигала 180 км/ч. Поднять максимальный взлетный вес для достижения
заявленной дальности полета ни один из означенных двигателей по причине малой
мощности не позволял. Впрочем, сама идея легкого дальнего самолета ажиотажа не
вызвала. О проведении дальних полетов на самолетике конструктора Шереметева
данных не обнаружено.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ш-13 |
Размах крыла, м |
13.00 |
Длина самолета,м |
5.90 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
10.56 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
397 |
максимальная взлетная |
663 |
Тип двигателя |
1 ПД
Salmson AD-9 |
Мощность, л.с. |
1 х 40 |
Максимальная скорость, км/ч |
165 |
Крейсерская скорость, км/ч |
120 |
Практическая дальность, км |
2500 |
Скороподъемность, м/мин |
71 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014
|