Уголок неба ¦ Bleriot-SPAD S.XXbis

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   S.XXbis
       
Разработчик: Bleriot-SPAD
Страна: Франция
Первый полет: 1920
Тип: Гоночный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Лейтенант граф Бернар-Анри Барни де Романе был одним из самых результативных французских летчиков войны 1914-1918 годов. Бывший конный егерь стал пехотинцем и затем перешел в авиацию. Во время Великой войны он одержал 30 побед, из которых 18 были признаны официально. После войны де Романе стал профессионально участвовать в авиационных гонках, в которых он подтвердил свое летное мастерство. В 1919 и 1920 годах де Романе отличился в большинстве состязаний сухопутных и морских самолетов - кубки Дётч-де-ла-Мёрт и Монако - установив мировой рекорд скорости 268 км/ч и получив приз Гинемера.

В 1920 году достижение максимальной скорости стало ожесточенной борьбой за престиж между компаниями Nieuport и SPAD. Последняя компания смогла заполучить инженера Андре Эрбемона (André Herbémont), создавшего на базе истребителя SPAD XX серию гоночных самолетов. Эти специальные летательные аппараты, получившие обозначение "bis", неизменно сохраняли монококовый фюзеляж из пластифицированной древесины и шасси военного SPAD XX. Основное отличие было заключено в силовой установке - машины оснащались 300-сильными двигателями Hispano-Suiza, мощность которых медленно росла благодаря последовательному повышению степени сжатия. После достижения "верхнего предела" доступной мощности единственным решением было уменьшить сопротивление и вес, уменьшая размах крыльев. Перед тем как была создана шестая версия - SPAD XX bis-6 - на свет появились пять модификаций "биса" с различными вариантами уменьшения площади несущих поверхностей.

Первоначально самолет получил большой кок воздушного винта, а размах крыльев, получивших специальный доработанный профиль, был уменьшен до 6,48 метра. Двигатель был форсирован до 320 л.с. (по некоторым сообщениям тех лет до 355 л.с.). Первый полет самолет совершил 7 октября 1920 года - как раз вовремя для включения в число участников соревнований, которые состоялись в Буэ (Bue) 9 числа этого месяца. Машина была окрашена в голубой и белый цвета и получила гоночный номер 8. Раньше этот же номер носил предыдущий вариант SPAD XX bis-5, на котором де Романе пришел вторым, пропустив вперед Жозефа Сади-Леконта (Joseph Sadi-Lecointe)на гоночном самолете компании Nieuport.

Де Романе выполнил несколько испытательных полетов, которые показали, что большой кок винта закрывал значительную часть радиатора. Это в свою очередь приводило к недостаточному охлаждению двигателя. Самолет был отправлен обратно в цех и в свете предстоящих полетов получил изменения, придавшие ему новую форму. Подголовник и несчастный кок винта были удалены, площадь хвостового оперения была увеличена (особенно ощутимо был увеличен киль). Гоночный номер отсутствовал на фюзеляже, поскольку окраска самолета была изменена.

Испытания показали, что самолет не сможет превысить на 4 км/ч (введенная в правила разница в 1% с предыдущим достижением) установленный Сади-Леконтом рекорд скорости в 302 км/ч. Машина по-прежнему нуждалась в доработке. Площадь крыла была уменьшена до 14 м², а пилоту пришлось отказаться от козырька и обзора вперед. Кресло пилота было опущено, и обзор в стороны обеспечивался лишь расположенными у кабины вырезами в бортах фюзеляжа. Сидя плотно в кресле, пилот не мог взглянуть над верхней частью фюзеляжа.

В данной конфигурации SPAD XX bis-6 был готов к полетам 3 ноября 1920 года, и на следующий день де Романе установил новый мировой рекорд скорости - 309,012 км/ч. Положение пилота, туманная погода, сильный ветер поперек мерной базы делали замер летных характеристик довольно рискованным мероприятием. На мерной базе длиной 1 километр он показал общую среднюю скорость 313,25 км/ч; в одном из проходов была достигнута скорость 321,4 км/ч. При выполнении виража после каждого прохода мерной базы де Романе немного приподнимался - полет проходил на высоте двух метров и ему нужно было хоть что-то увидеть самому! Линейные, стоявшие на расстоянии примерно 500 метров, вообще не увидели рекордного полета, так как, опасаясь за свои жизни, они лежали лицом в траве! Во время посадки у перегревшегося мотора произошло самовозгорание. Пилот выключил подачу газа и сбил пламя, однако машина направлялась к зданиям. Де Романе вновь дал газ и затем вновь перекрыл его: подача топлива была заблокирована, и самолет с застывшим винтом приземлился. Так в 1920 году был побит мировой рекорд скорости!

 



 ЛТХ:
Модификация   S.XXbis-6
Размах крыла, м   6.48
Длина, м   7.50
Высота, м   2.50
Площадь крыла, м2   15.20
Масса, кг  
  пустого самолета   890
  нормальная взлетная   1050
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza
Мощность, л.с.   1 х 320
Максимальная скорость, км/ч   325
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 S.XXbis-5
 S.XXbis-5
 S.XXbis-5
 S.XXbis-6
 S.XXbis-6
 S.XXbis-6
 Оба самолета рядом

  Схемы:

 S.XXbis-6

  Варианты окраски:

 S.XXbis-6

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Рекордный самолет SPAD-Hèrbemont XX bis-6
Aviafrance. SPAD S-20bis-6
Le Fana de l'Aviation 1972-03. Michel Marrand. SPAD Herbemont XXbis
L+K 1992-10. Vaclav Nemecek. SPAD S-XXbis
Avions 178. Alex Trados. La Premiere Berline Bleriot: Le SPAD 27
1000aircraftphotos.com. No. 12908. SPAD S.XX bis 5 ("9")


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: