Компания Spartan была
образована в США в 1928 году на базе крупной фирмы Skelly Oil Company.
Изначально это предприятие занималось производством топлива для
самолётов, но с ходом времени возникла идея создавать самолёты
собственными силами. Первые модели не пользовались большим успехом, но
надежда создать надежный многоцелевой самолёт все же оставалась. Пережив
кризис начала 1930-х гг. за руководство Spartan взялся Дж.Пол Гетти -
сын основателя SOC. Благодаря тому, что компания стала приносить большие
прибыли, проектирование и постройка нового самолёта продвигалась
довольно быстро. В 1935 году под руководством инженера Джеймас Б.Форда
начались работы по самолёту названному Spartan 7W "Executive".
При его конструировании, проходившей в обстановке строгой секретности,
учитывалась масса факторов. Особый приоритет отдавался современному
дизайну, скорости и комфорту в полёте. Все три требования были в полной
мере удовлетворены и 8 марта 1936 года в воздух впервые поднялся
прототип Model 7 (или как его ещё называли - "Standart Seven").
Пилотировал самолёт Эдмонд Т.Аллен. Опытный экземпляр был оснащен
двигателем Jacobs L-5 мощностью всего 285 л.с., с которым он смог
развить скорость порядка 290 км\ч. Такой показатель не удовлетворил
проектировщиков и после перепроектирования на нем установили радиальный
450-сильный мотор P&W "Wasp Junior" R-985 и винт диаметром 2,55 метра.
Эта модель стала более известна как 7W и на испытаниях проходивших с 18
сентября 1936 года она развила скорость 321 км\ч и имела дальность
полёта около 1600 км. Теперь самолёт был одобрен к серийному
производству и 15 февраля 1937 года 7W получил сертификат лётной
годности.
Тем не менее, серийный
выпуск 7W закончился 9 сентября 1940 года после сборки 34 самолётов.
Причиной тому послужила высокая стартовая цена в 35.000 $, которая была
доступна только богатым частным владельцам и авиакомпаниям. Попутно в
Великобритании производились десятки аналогичных более дешевых самолётов,
поэтому спрос на 7W при всех его преимуществах был небольшим. 16
самолётов продали нефтяным компаниям, 9 - другим фирмам, 2 самолёта
попали в частные руки. Пять машин продали в Латинскую Америку, три из
которых на самом деле были переданы республиканскому правительству
Испании и участвовали в Гражданской войне, а оставшиеся две перевозили
высших военных чинов. Ещё три самолёта купили RAF и на начальном периоде
войны использовали их в тренировочных целях. Как минимум один самолёт 7W
с регистрационным кодом AC-EGW попал в Испанию и использовался в авиации
националистов с 1937 года.
Однако были и положительные
моменты в карьере 7W. Модный и дорогой самолёт вызвал особый интерес у
короля Ирака, который заказал собственную модель, отличавшуюся особой
роскошью пассажирского салона. Вдобавок на счету "Executive" числиться
победа в гонках Бендикс - в 1939 году этот самолёт прошел дистанцию со
скоростью порядка 225 км\ч и стал победителем в своём классе.
Когда война докатилась и до
США в военную авиацию частными владельцами были переданы 16 машин. Им
присвоили новое обозначение UC-71 и эксплуатировали до 1945 года, после
чего почти все имевшиеся на тот момент самолёты были переданы прежним
хозяевам. Самолёты Spartan в лишний раз подтвердили, что они стоили тех
денег, которые за них требовалось заплатить - за 4 года эксплуатации в
ВВС было разбито только два 7W.
История фирмы Spartan
завершилась примерно в это же время. В годы войны фирма занималась
выпуском тренировочных самолётов других моделей, но в 1942 году появился
модернизированный вариант самолёта 7W названный Model 12 (12W).
Однако положение складывалось таким образом, что производство и
дальнейшее проектирование собственных машин стало не выгодным, поэтому
все дальнейшие работы в этой сфере были прекращены.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Spartan 7W |
Размах крыла, м |
11.89 |
Длина самолета,м |
8.18 |
Высота самолета,м |
2.44 |
Площадь крыла,м2 |
23.23 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1545 |
максимальная взлетная |
2272 |
Тип двигателя |
1 ПД
Pratt & Whitney R-985-AN3 |
Мощность, л.с. |
1 х
450 |
Максимальная скорость, км/ч |
414 |
Крейсерская скорость, км/ч |
346 |
Практическая дальность, км |
1610 |
Практический потолок, м |
7315 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
3-4 пассажира |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|