Идея создания этого
самолета возникла в 1931 г., когда в ЦАГИ приняли решение о
постройке самолета с рекордной дальностью полета. В августе 1931 г. при
Реввоенсовете СССР была организована комиссия по разработке рекордного самолета,
а в декабре 1931 г. принято правительственное решение о строительстве рекордного
самолета РД (АНТ-25) по проекту А. Н. Туполева для полета на предельную
дальность 13000 км. Одновременно ставился вопрос о необходимости создания
самолета с дальностью полета 5000 км.
В конце 1931 г. заведующий кафедрой
конструкции и проектирования самолетов МАИ Д. П. Григорович организовал группу
студентов для проектирования самолета такого типа. В эту группу вошли студенты
П. Грушин, М. Пашинин, Л. Курбала, В. Федулов, А. Щекин и другие. Расчеты на
прочность выполнял В. Д. Яровицкий. Производством самолета руководил зам.
директора УПМ С. М. Беляйкин. Начальником самолетного цеха в УПМ МАИ был А. С.
Орлов, инженером-технологом по сварке - Л. Пасечник. Самолет "Сталь-МАИ" строили
А. Бахарев, В. Д. Новиков, А. Иванов и другие сотрудники МАИ . Техническое руководство спустя некоторое время перешло к П.Д.Грушину. С 1933
г. КБ самолетостроительного факультета получило официальное наименование ОКБ-1. Компоновочная схема самолета "Сталь-МАИ" близка к РД (АНТ-25) - одномоторный
низкоплан с трапециевидным крылом, коротким фюзеляжем и подкосным хвостовым
оперением, тот же двигатель М-34Р водяного охлаждения мощностью 830 л.с. Этот
двигатель экспонировался на выставке и потому отличался особой тщательностью
отделки (полировка, окраска, хромированные гайки и головки винтов и т.д.), был
оборудован редуктором и металлическим воздушным винтом изменяемого шага. Шасси
из двух подкрыльевых стоек с пневматической амортизацией и хвостового колеса;
основные стойки убирались в крыло. Механизм подъема и выпуска шасси имел ручной
привод. Кабина самолета - двухместная, закрытая общим фонарем. Размах крыла 18
м, площадь 40 кв.м, удлинение 8,1, профиль крыла 16%-ный. Длина самолета 11,3 м,
расчетная скорость полета 320 км/ч, посадочная - около 100 км/ч. Конструкция -
цельностальная, в основном из нержавеющей стали "энерж-6", с полотняной обшивкой
рулей и элеронов. "Сталь-МАИ" был одним из первых в мире самолетов, построенных
почти целиком из стали. Фюзеляж - полумонокок сварной с тонкой листовой
обшивкой. Крыло - двухлонжеронное. Передний лонжерон расположен на максимальной
толщине профиля - 28% хорды крыла и выполнен из листовых гнутых профилей; задний
лонжерон сварен из стальных труб (ХМА). Практически вся конструкция фюзеляжа, крыла и оперения сварена точечной и
роликовой электросваркой из катаных листовых профилей. Обшивка крыла и фюзеляжа
из тонкого листа (0,3-0,5 мм) -с частыми рифтами (шаг 80 мм); в некоторых местах
обшивка усиливалась гофром с внутренней стороны. Нервюры сварные из замкнутых
гнутых профилей. Самолет построен в УПМ МАИ и выпущен на испытания летом 1934 г. Испытания
проводились на Ходынском поле в сентябре 1934 г. летчиками-испытателями И. Ф.
Козловым и Ю. И. Пионтковским. 19 сентября Ю. И. Пионтковский совершил на нем
первый полет. На пятом полете произошла авария из-за перегрева двигателя. Ю. И.
Пионтковский и П. Д. Грушин смогли удачно приземлиться, но при посадке была
деформирована подмоторная рама и узлы стыковки крыла. В процессе длительного
ремонта самолета (в течение 1935 г.) окончательные доводки сделаны не были, и
аппарат больше не летал.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Сталь-МАИ |
Размах крыла, м |
18.00 |
Длина самолета,м |
11.30 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
40.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД М-34Р |
Мощность, л.с. |
1 х 830 |
Максимальная скорость, км/ч |
320 |
Крейсерская скорость, км/ч |
280 |
Продолжительность полета, ч |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|