В 1909 году российский военный
инженер Евгений Павлович Сверчков, на средства Главного инженерного управления в
Петербурге, построил первый в истории цикложир. Аппарат назывался
"Самолетом", но имел и другое название - "колесный ортоптер".
Самолет имел три плоские
поверхности и руль направления, задняя кромка одной из поверхностей могла
искривляться, заменяя действие руля высоты. Подъемная сила и тяга должны были
создаваться гребными колесами, состоявшими из 12 лопастей, установленных попарно
под углом 120 градусов. Лопасти вогнутого профиля при помощи эксцентриков и
пружин меняли установочный угол. В низу аппарата был установлен двигатель
"Бюше", от которого шла ременная передача. Трехколесное шасси было сделано
сбрасываемым и служило только для взлета. Каркас был выполнен из тонкостенных
стальных труб и из бамбука со стальными струнами внутри, обтяжка - из сарпинки.
Масса пустого аппарата - около 200 кг.
Летательный аппарат Сверчкова
демонстрировался в Санкт-Петербурге на Выставке новейших изобретений и получил
медаль. Но испытания прошли неудачно: он не только не оторвался от земли, по
даже не сдвинулся с места. Как и следовало предположить, плоскости
"гребных лопат" не хватило даже для того, чтобы сдвинуть ортоптер (такое
название тоже бытовало в народе) с места. Сверчков получил на свою голову
серьезные неприятности, связанные с растратой казенных средств, а затем бросил
инженерию и ударился в политику.
Первой ошибкой инженера был выбор
спонсора: цикложир был построен на деньги Главного инженерного управления в
Петербурге, то есть на средства армии. Любая неудача печально аукнулась бы
изобретателю (собственно, так и вышло). Подъемная сила и тяга "Самолета"
создавались неким подобием лопастей числом 12 штук. Лопасти были установлены
попарно под углом 120°, но установочный угол можно было менять с помощью системы
пружин и эксцентриков. Вращаясь, лопасти отбрасывали воздух вниз и назад. Привод
осуществлялся от 10-сильного двигателя конструкции швейцарца Альфреда Бюши
посредством ременной передачи.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Самолет |
Размах крыла, м |
|
Длина самолета,м |
|
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
200 |
максимальная взлетная |
300 |
Тип двигателя |
1 ПД Бюше |
Мощность, л.с. |
1 х 10 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2021
|