Уголок неба ¦ Сверчков Самолет

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация  
   Самолет
       
Разработчик: Сверчков
Страна: Россия
Первый полет:
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1909 году российский военный инженер Евгений Павлович Сверчков, на средства Главного инженерного управления в Петербурге,  построил первый в истории цикложир.  Аппарат назывался "Самолетом", но имел и другое название - "колесный ортоптер".

Самолет имел три плоские поверхности и руль направления, задняя кромка одной из поверхностей могла искривляться, заменяя действие руля высоты. Подъемная сила и тяга должны были создаваться гребными колесами, состоявшими из 12 лопастей, установленных попарно под углом 120 градусов. Лопасти вогнутого профиля при помощи эксцентриков и пружин меняли установочный угол. В низу аппарата был установлен двигатель "Бюше", от которого шла ременная передача. Трехколесное шасси было сделано сбрасываемым и служило только для взлета. Каркас был выполнен из тонкостенных стальных труб и из бамбука со стальными струнами внутри, обтяжка - из сарпинки. Масса пустого аппарата - около 200 кг.

Летательный аппарат Сверчкова демонстрировался в Санкт-Петербурге на Выставке новейших изобретений и получил медаль. Но испытания прошли неудачно: он не только не оторвался от земли, по даже не сдвинулся с места.  Как и следовало предположить, плоскости "гребных лопат" не хватило даже для того, чтобы сдвинуть ортоптер (такое название тоже бытовало в народе) с места. Сверчков получил на свою голову серьезные неприятности, связанные с растратой казенных средств, а затем бросил инженерию и ударился в политику.

Первой ошибкой инженера был выбор спонсора: цикложир был построен на деньги Главного инженерного управления в Петербурге, то есть на средства армии. Любая неудача печально аукнулась бы изобретателю (собственно, так и вышло). Подъемная сила и тяга "Самолета" создавались неким подобием лопастей числом 12 штук. Лопасти были установлены попарно под углом 120°, но установочный угол можно было менять с помощью системы пружин и эксцентриков. Вращаясь, лопасти отбрасывали воздух вниз и назад. Привод осуществлялся от 10-сильного двигателя конструкции швейцарца Альфреда Бюши посредством ременной передачи.

 





 ЛТХ:
Модификация   Самолет
Размах крыла, м  
Длина самолета,м  
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   200
  максимальная взлетная   300
Тип двигателя   1 ПД Бюше
Мощность, л.с.   1 х 10
Максимальная скорость, км/ч  
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Самолет
 Самолет
 Самолет на выставке в Санкт-Петербурге

  



 

Список источников:

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Библиотека Воздухоплавания 1909-12. Аэроплан Е.П. Сверчкова "Самолет"
Популярная Механика. Тим Скоренко. Цикложир: что это такое и почему не летает


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: