Уголок неба ¦ Dufaux Tiltrotor

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация  
   Tiltrotor
       
Разработчик: Dufaux
Страна: Швейцария
Первый полет: 1908
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Варфоломеевской ночи средневековым католикам для полного счастья показалось мало. 18 октября 1685 года король Людовик XIV отменил либеральный Нантский эдикт, и антикальвинисты вновь стали усердно преследовать бедных гугенотов, все преступление которых, как заметил Александр Дюма-отец устами одного из своих любимых мушкетеров, состояло только в том, что они на французском языке пели те же псалмы, которые католики исполняли на латыни.

В числе тех, кому пришлось покинуть милую родину, оказался и представитель древнего французского рода Жан Дюфо (Jean Antoine Dufaux), который поселился в Женеве и дал своим потомкам швейцарское гражданство. Так Швейцария, ко всем своим прочим достоинствам, стала родиной двух замечательных граждан, обогативших историю авиации.

Этими гражданами стали Арман (Armand) и Анри (Henri) Дюфо, которые вопреки аристократическим традициям своей семьи в юности увлеклись прозаической механикой, и, не долго думая, разработали первый в мире реальный проект гибридного летательного аппарата с поворотными винтами - ровно за 80 лет до первого полета такого типа "Tilt rotor aircraft", знаменитого Bell-Boeing V-22 Osprey.

Арман родился в Париже 13 января 1883 года, его брат Анри - 18 сентября 1879 года в местечке Chens, расположенном вблизи Женевского озера (Lac Leman). Их отец, Фредерик Дюфо (Frederic Dufaux, 1852-1943), был художником, мать Ноеми - дочерью известного журналиста и политического деятеля Генри Рошфора (Henri Rochefort), которому Эжен Потье (Eugene Edine Pottier), автор Интернационала, посвятил одну из своих песен. В доме Дюфо бывали художник Анри Матисс (Henri Mattisse), скульптор Огюст Роден (Auguste-Rene-Rodin).

Начиная с 1898 года, Анри и Арман Дюфо занимаются созданием легкого мотора для велосипеда. В 1901 году, когда Арману исполняется 18 лет, получают на него свой первый патент. На одном, затем еще на двух заводах в Женеве братья налаживают выпуск мотороллеров "Мотосакош" (Motosacoche), доводят их производство до 30-35 машин в день.

Коммерческий успех позволил братьям отдаться новой страсти - авиации. В 1902 году они рисуют эскизы воздушного аппарата, способного подниматься вертикально, как геликоптер и взлетать горизонтально, подобно самолету. 24 февраля 1904 братья получили на свою идею патент No. 348909. Но, мало того, что молодые люди поместили патент в красивую рамку, они решили воплотить заманчивую идею в жизнь. Гибрид самолета и геликоптера, когда еще не было ни тех, ни других, - предприятие явно не из числа скромных.

Несколько лет братья отрабатывают отдельные части своего будущего аппарата на моделях самолетов, винтах, воздушных змеях.

К 1905 году общественности были представлены две машины братьев Дюфо. Успешные полеты в Корсье (Corsier) вблизи Женевы совершил построенный изобретателями замысловатых форм воздушный змей весом 23 кг. Аппарат, подъемную силу которого создавали два короба с откидывающимися крышками, был снабжен также двумя пропеллерами, которые могли поворачиваться вперед, вбок и даже назад.

Другой аппарат - модель геликоптера в виде двух помещенных на разных концах балки соосных винтов, противоположное вращение которых создавалось при помощи маленького мотора внутреннего сгорания, расположенного в центре балки. Мотор братья сделали специально для этой модели, и получился он для того времени рекордно легким - 4,5 кг при мощности 3,1 л.с. Этой мощности хватало для подъема всего устройства вместе с топливом и дополнительным грузом массой 6,5 кг, который уравновешивал развиваемую подъемную силу посредством привязанного к аппарату кабеля, скользящего между роликами на полу и потолке помещения, подобно тому, как подобное сделал М.В. Ломоносов в своих опытах с "аэродромической машинкой".

Французские изобретатели демонстрировали свои опыты спустя 165 лет после аналогичных опытов русского ученого.

Общее - соосные винты, способ уравновешивания подъемной силы. Новое - поршневой мотор вместо пружины, реальный подъем не только аппарата, но и полезного груза массой 6,5 кг.

13 и 17 апреля 1905 года немногочисленные женевские обыватели стали свидетелями первых в мире подъемов крупномасштабной модели геликоптера. Происходило это действие в помещении, предназначенном для проведения электоральных выборов.

Модель геликоптера была также представлена широкой публике на международном автомобильном салоне в период с 29 апреля по 7 мая и во французском аэроклубе с 12 по 14 мая 1905 года.

Для своего патентованного детища, преобразуемого летательного аппарата с поворачивающимся ротором, братья изготавливают очередное чудо техники - 20-цилиндровый мотор мощностью 120 л.с. и весом всего 85 кг. Tiltrotor ("Поворотник", он же Aeroplane-helicoptere или просто Dufaux triplan) выполняется ими в виде триплана с общей несущей поверхностью 60 м2. Он имел бипланный стабилизатор, колесное шасси, с двумя передними управляемыми колесами, заимствованными от Мотосакоша. Аппарат простирался в длину на 9 м, весил 660 кг. Пилот в центре аппарата мог управлять положением расположенного вблизи мотора с двумя воздушными винтами диаметром 2,8 м.

Одна из проблем испытателей состояла в том, что в окрестностях Женевы не было достаточно протяженной, ровной площадки, пригодной для разгона аппарата. Братья перебираются в расположенный в 70 км от своих заводов городок Бьер (Biere), к площадке, предназначенной для тренировки кавалерии. Ангар для хранения лошадиного корма они превращают в ремонтную мастерскую.

Испытания аппарата, которые начались в июле 1909 года, сопровождались многочисленными поломками, знакомыми, увы, и нынешним испытателям новой техники. Засорился радиатор мотора, потек топливный бак, лопнул пневматик колеса, вышел из строя спидометр, вечно разряжена аккумуляторная батарея. За деталями для починки приходится ездить в Женеву.

В многочисленных пробежках ни разу не удалось достичь скорости, достаточной для взлета. В одной из попыток аппарат завалился на бок и получил серьезные повреждения. К этому моменту затраты на проект превысили 20 000 франков, а перспективы оставались весьма туманными.

25 июля 1909 года пришло известие о том, что французский летчик Луи Блерио на самолете своей конструкции No. XI перелетел через пролив Ла Манш. Это событие вызвало необычайное воодушевление в Париже, во многих странах. Луи Блерио был награжден орденом почетного легиона, купался в лучах славы.

Братья Дюфо решили переключиться на менее амбициозные, но более практичные проекты.








 ЛТХ:
Модификация   Dufaux Tiltrotor
Размах крыла, м   9.00
Длина самолета,м  
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   60.00
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная   660
Тип двигателя   1 ПД
Мощность, л.с.   1 х 120
Максимальная скорость, км/ч  
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Dufaux Helicopter
 Dufaux Tiltrotor
 Dufaux Tiltrotor
 Dufaux Tiltrotor
 Dufaux Tiltrotor
 Dufaux Tiltrotor
 Dufaux Tiltrotor

 



 

Список источников:

Юрий Савинский. Мир Веролета
Pionnair-ge.com. L’invention du premier Tiltrotor de l’histoire par les frères Henri et Armand Dufaux (1907-09)
Le Feuille Volante 2003-02-15. Le Tiltrotor des frères Dufaux
Icare 52. Walter Dollfus. L'Epoque Heroique
Jane's All The World Aircraft 1913


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: