Уголок неба ¦ Tipsy B(Trainer)

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация  
   Tipsy B(Trainer)
       
Разработчик: Tipsy
Страна: Бельгия
Первый полет: 1937
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Настоящий коммерческий успех к бельгийской фирме Avions Tipsy пришел с появлением модели Tipsy В. Это был цельнодеревянный двухместный спортивный самолёт, разработанный Эрнестом Оскаром Типсом (Ernest Oscar Tips). Курсант и инструктор располагались бок о бок, что несомненно улучшало взаимдействие между ними.

Как и в случае с S.2 самолёт мог выпускаться с закрытой или открытой кабиной. Соответственно, обозначение самолёта во втором случае менялось на Tipsy Вс. Управление было дублированным. Установленный на этот самолёте 60-сильный двигатель Walter Mikron II позволял развивать скорость до 160 км/ч.

Основной задачей при проектировании выше перечисленных моделей являлось создание самолёта с высокими лётными качествами, который мог бы использоваться как частными лицами, так и для обучения военных лётчиков. Констркуторскому коллективу под руководством Типса это удалось в полной мере.

Первый полёт прототип Tipsy В совершил 8-го мая 1937 года на аэродроме Госли под Шарлеруа. Управлял самолётом пилот А.Й.Ейскенс (A.J.Eyskens). Двумя неделями позже самолёт показали британским экспертам и провели серию полётов в Great West Aerodrome. Удача улыбнулась бельгийцам практически мгновенно - уже 5-го июня 1937 года была образована компания Tipsy Light Aircraft Company, которая должна была собирать самолёты Tipsy В по лицензии.

Тем не менее, до оккупации Бельгии в мае 1940 года удалось собрать всего 23 самолёта, из которых 8 относились к одноместныму Tipsy B. Задержки в производстве были вызваны конструктивными особенностями.

Несмотря на хорощие пилотажные качества Tipsy B оказались слишком медлительными и на низких скоростях вели себя не лучшим образом, сваливаясь на крыло. Этот недостаток был преодолен на 14 лицензионных самолётах. Доработке подвергли крыло, у которого были улучшены зализы и добавлены закрылки. Также была проведена дополнительная балансировка массы, которая в конечном итоге повысилась до 544 кг.

В августе 1938 года британский вариант Tipsy B получил сертификат лётной годности, однако на испытаниях в Martlesham Heath выявились проблемы с управляемостью. Для их решения на 18% увеличили площадь руля направления, после чего существенных замечаний к самолёту более не предъявлялось. Модернизированные самолёты были приняты в эксплуатацию под новым обозначением Tipsy Trainer. Всего было собрано 18 самолётов (все с открытыми кабинами), причем последние три выпустили после войны.

Последний серийный Tipsy Trainer прошел испытания в 1948 году. К настоящему времени в лётном состоянии поддерживаются пять самолётов: три Tipsy Trainer (регистрационные коды G-AFWR, G-AISB и OO-EOT), а также по одному Tipsy Belfair и Tipsy B. Несмотря на сугубо гражданскую специализацию Tipsy довелось послужить в армиях различных стран. Причем эксплуатация была скорее принудительной.

Если верить зарубежным источникам, что несколько бельгийских Tipsy В попали в руки немцев и были направлены в учебные соединения. Кроме того, пять Tipsy Trainer были реквизированы RAF в метрополии в течении 1940-1944 гг. Об их использовании практически ничего не известно, за исключением того факта, что самолёт с регистрационным кодом G-AGBM до 1942 года летал в АТА, а затем был передан 5 MU. В 1945 года его продали частному владельцу и разбили в 1948 г. Ещё один Tipsy Trainer реквизировали в Индии (VK-AKQ, впоследствии – МА930). Машина использовалась как связная и летала в Бенгалии в 1942-1943 гг. Самолёт потерпел аварию в марте 1943 года и восстановлению не подлежал.






 ЛТХ:
Модификация   Tipsy B
Размах крыла, м   9.50
Длина самолета,м   6.60
Высота самолета,м   1.73
Площадь крыла,м2   12.00
Масса, кг  
  пустого самолета   225
  максимальная взлетная   450
Тип двигателя   1 ПД Walter Mikron II
Мощность, л.с.   1 х 62
Максимальная скорость, км/ч   200
Крейсерская скорость, км/ч   170
Практическая дальность, км   725
Скороподъмность, м/мин   137
Практический потолок, м   6000
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Tipsy B
 Tipsy B
 Tipsy B
 Tipsy B
 Tipsy Bc
 Tipsy Trainer
 Tipsy Trainer
 Tipsy Trainer
 Tipsy Trainer    (с) Frank Hudson
 Tipsy Trainer
 Tipsy Trainer    (с) David Roy MacFarlane
 Кабина пилота Tipsy Trainer

  Варианты окраски:

 Tipsy Trainer
 Tipsy Trainer
 Tipsy Trainer

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Учебно-спортивный самолёт Tipsy B
General Aviation 2008-17-11. Philip Jarrett. Tipsy Trainer
Aeroplane Monthly 1993-05. Civil Personal Album
L'Ala d'Italia 1939-03. Cronache Aviatorie  di tutto il Mondo
Jane's All the World Aircraft 1938
Postcards-from-slough.co.uk. Tipsy Trainer


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: