Уголок неба ¦ Travel Air R

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   Travel Air R
       
Разработчик: Travel Air
Страна: США
Первый полет: 1929
Тип: Гоночный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1929 году появление на национальных авиагонках (National Air Races - NAR) гоночного самолета Travel Air Mystery Ship было большой неожиданностью, поскольку проектирование и производство этого самолета новейшей конструкции велось в большой тайне. Как только в конце августа в Кливленде, штат Огайо, увидели этот самолет и задали Дагу Дэвису (Doug Davis) вопрос, небольшую машину быстро накрыли брезентом и закатили в ангар, чтобы скрыть от любопытных глаз все инновации, которые конструкторами были внедрены в этот гоночный самолет.

В последний день национальных авиагонок в ходе состязаний «Free for ail speed contest» (состязания на скорость самолетов всех категорий) Даг Дэвис на небольшом самолете компании Travel Air настолько превзошел своих конкурентов, среди которых были самые лучшие военные самолеты, что буквально оставил их на месте. Одного этого было достаточно, чтобы привлечь внимание к этому новому и эффективному гоночному самолету, который помнят даже спустя пятьдесят лет!

Каким самолетом был Mystery Ship? Чем он отличался от своих современников? Какое влияние он оказал на разработку будущих гражданских и военных самолетов? Только детальное изучение машины, людей, которые ее проектировали, и технологий того времени помогут ответить на все эти вопросы.

Гоночный самолет Mystery ship был разработан и построен компанией Travel Air Company, Уичито (Wichita), штат Канзас, которая к этому времени уже прочно завоевала репутацию создателя самолетов с высокими летными характеристиками и качеством изготовления. Самолеты Travel Air 2000 и Travel Air 4000 входили в элиту спортивной и административной (деловой) авиации тех лет, в то время как Travel Air 6000 чаще рассматривался как очень хороший самолет закрытым салоном.

Компания Travel Air была создана группой пионеров авиации: Уолтером Бичем (Walter Beech), Клайдом Цессной (Clyde Cessna) и Ллойдом Стирманом (Lloyd Stearman). Когда Цессна и Стирман, желавшие организовать собственное дело, покинули компанию, бразды правления в свои руки взял Уолтер Бич. В 1928 году он нанял двух молодых талантливых инженеров для разработки моноплана с высокими летными характеристиками. Это были Херб Раудон (Herb Rawdon) и Уолтер Бёрнэм (Walter Burnham), которые приняли вызов и начали вести работы в большой тайне. О существовании проекта мало кто знал как внутри компании Travel Air Company, так и за ее пределами!

Два инженера воспользовались всеми преимуществами последних исследований Национального консультативного комитета по аэронавтике (National Advisory Committee on Aeronautics - NACA; в настоящее время NASA) в области достижения самолетами высоких характеристик. Одной из особенностей нового гоночного самолета был длинный капот NACA, разработанный с целью уменьшения сопротивления радиальных двигателей. Капоты NACA различных моделей были использованы на военных самолетах, но не на гражданской технике тех лет.

Постройка первого самолета была завершена летом 1929 года, и машина была испытана Кларенсом Кларком. По результатам тестирования Кларк решил, что самолет достаточно совершенен для участия в национальных авиагонках, проходивших в Кливленде с 24 августа по 2 сентября. Для участия в гонках пилотом Travel Air Model R - такое обозначение получил этот самолет - был выбран Даг Дэвис. Уроженец Джорджии, Дэвис был очень опытным летчиком, участвовавшим во множестве показательных выступлений. Он привлекал внимание публики, управляя бипланами компании Travel Air, и участвовал во множестве состязаний на юго-западе Соединенных Штатов. Даг Дэвис был очень искусным летчиком, и он сразу же по достоинству оценил новый самолет: пилот и машина были буквально созданы друг для друга.

Когда гоночный самолет был доставлен в Кливленд, местная пресса, не знавшая настоящего наименования машины - Travel Air Model R - окрестила его Mystery Ship (avion mystere; самолет-загадка). Наименование Mystery Ship часто звучало во время гонки и в прессе и поэтому его сегодня помнят больше, чем истинное имя самолета. Некоторые исторические документы в качестве обычного даже используют наименование Travel Air Mystery S!

В национальных гонках 1929 года приняли участие два самолета Model R. Один из них, оснащенный шестицилиндровым рядным двигателем воздушного охлаждения Chevroiair, имел номер гражданской регистрации R614K. Другой самолет участвовал в знаменитой гонке на скорость самолетов всех категорий. Конструкция обоих самолетов была одинаковой за исключением носовой части, в которой устанавливались двигатели разных типов.

В общей сложности компанией Travel air было изготовлено пять самолетов Model R. Две машины приняли участие в национальных гонках 1929 года, и по одному самолету были проданы итальянскому правительству и компаниям Shell Oil Company и Texas Company. Первые два самолета были почти идентичны (за исключением, как уже было сказано, передней части фюзеляжа), а вторые три имели вертикальное оперение увеличенной площади. Помимо этого проданный компании Texas Company самолет, получивший наименование Texaco, имел два комплекта съемных консолей: один с меньшим размахом предназначался для участия в гонках, а второй с большим размахом - для полетов большой дальности. Кое-какие изменения эти самолеты получили уже в ходе дальнейшей эксплуатации.

Конструкция Mystery ship была обычной для самолетов тех лет. Каркас фюзеляжа был сварен из стальных труб и имел поперечное сечение трапециевидного типа (type Keystone): расстояние между верхними лонжеронами было больше, чем расстояние между нижними. Это должно было минимизировать площадь поперечного сечения и уменьшить лобовое сопротивление фюзеляжа. Форму фюзеляжу создавали фанерные вспомогательные шпангоуты, устанавливавшиеся на ферму из стальных труб, и стрингеры. Вспомогательные шпангоуты и стрингеры покрывались обшивкой, которая состояла из фанеры толщиной 1/16; фанера изготавливалась из красного дерева и сгибалась на пресс-форме. В результате использования данных технических решений получался фюзеляж с очень гладкой поверхностью с минимальным поперечным сечением, полностью вмещавшим в себе пилота.

Передняя часть фюзеляжа покрывалась алюминиевыми панелями, защищавшими бак и оборудование. Центроплан крыла образовывал с фюзеляжем единое целой; к ценроплану крыла крепились его консоли и основные стойки шасси. Для увеличения жесткости законцовки лонжеронов центроплана крыла были соединены с верхними лонжеронами крыла посредством двух пар подкосов и с основными стойками шасси при помощи расчалок. В качестве основных стоек шасси использовались профилированные стальные трубы. Колеса компании Bendix имели размеры 24 ? 4 дюйма (610 ? 102 мм); для смягчения перемещения по аэродрому стойки были снабжены рессорами и масляными амортизаторами.

Силовой набор хвостового оперения изготавливался из сварных труб и болтами соединялся с фюзеляжем. Угол атаки стабилизатора был регулируемым в полете. Все поверхности управления имели полотняную обшивку. Цельнодеревянные консоли крыла имели аэродинамический профиль RAF 34. Расстояние между лонжеронами крыла было равно 79 см, шаг фанерных нервюр крыла - 31 см. Как и в фюзеляже в обшивке консолей крыла использовалась фанера из красного дерева. Дополнительную жесткость консолям крыла обеспечивали системы внутренних расчалок. Консоли крыла соединялись с его центропланом в лонжеронах и дополнительно соединялись с основными стойками шасси и фюзеляжем системой профилированных расчалок.

Стандартной силовой установкой был радиальный девятицилиндровый двигатель Wright R-975, который при 2300 об/мин развивал мощность 400 л.с.. Топливная система самолета состояла из одного 177-литрового алюминиевого бака, расположенного в фюзеляже за противопожарной перегородкой. Бак размещался вблизи центра тяжести, и поэтому израсходование топлива не сильно влияло на изменение центровки машины. Небольшой маслобак располагался между двигателем и противопожарной перегородкой. В целях снижения лобового сопротивления масло охлаждалось в крыльевом радиаторе поверхностного типа. Радиатор представлял собой соединение нескольких медных труб, размещенных у левой законцовки центроплана крыла. Масса снаряженного самолета составляла 670 кг, масса с полной нагрузкой - 880 кг. Максимальная скорость, развивавшаяся самолетом на уровне моря, была равно 380 км/ч.

Судьбы всех пяти самолетов Model R была настолько разными, что очень трудно рассказать о карьере каждого из них в одном рассказе. Именно поэтому мы рассмотрим каждый самолет отдельно друг от друга, различая их по номерам гражданской регистрации.

R614K был тем самолетом, который сделал популярным наименование Mystery Ship. R614K был первым самолетом в этой серии и звездой национальных воздушных гонок 1929 года. Самолет был окрашен в красный цвет с черными полосами, подчеркнутыми зеленой каймой. Номер гражданской регистрации был нанесен на самолет черной краской, а гоночный номер «31» - белой.

Под управлением Дага Дэвиса этот самолет победил в 26-х национальных авиагонках, показав среднюю скорость 315 км/ч. Участвовавший в гонках истребитель Curtiss Hawk P-3A, пилотировал который лейтенант Р. Дж. Брин (Lt R.G. Breene), пришел вторым со средней скоростью 302 км/ч, что на 13 км/ч меньше скорости победителя. Дэвис получил приз 750 долларов и переходящий серебряный кубок от компании Thompson Products Company.

Гонка произвела на Фреда Кроуфорда (Fred Crawford), представителя компании Thompson Products настолько, что он решил организовать авиагонки на приз компании Thompson (Thompson Trophy), которые проводились в Кливленде с 1930 по 1949 год.

В течение оставшейся части 1929 года и в течение всего 1930 года R614K участвовал в многочисленных авиационных соревнованиях. В состав команды пилотов компании Curtiss-Wright вошел Кларенс Кларк (Clarence Clark), в которую время от времени входил популярный каскадер Дей «Ред» Джексон (Dale «Red» Jackson). Во время этого турне спонсором гоночного самолета была компания Gulf Oil Co; управляли машиной пилоты из команды компании Curtiss-Wright. Окраска самолета осталась прежней за исключением затертого гоночного номера.

В конце 1930 года R614K совместно с тремя военными самолетами, которые возвращались с нескольких гонок, участвовал в демонстрационных полетах, проходивших во время проведения большой ярмарки в одном из штатов. После этих полетов один из военных летчиков - некий лейтенант Лерой МакГрэди (Leroy McGrady) - присоединился к компании Travel Air для участия в полетах. Во время посадки R614K его колеса увязли в мягком грунте части поверхности аэродрома; гоночный самолет встал на дыбы и упал на спину, повредив хвостовое оперение, шасси, правую консоль крыла и нос. Двигатель с самолета был снят, а сам планер был передан компании Travel Air, которая к этому времени вошла в состав Curtiss-Wright Corporation.

В начале 1931 года Уолтер Хантер (Walter Hunter) купил самолет и заявил о его летной пригодности, но он обнаружил, что центроплан и правая консоль крыла и фюзеляж были серьезно повреждены. Планер был доставлен в Parks Air College для проведения ремонтных работ: крыло было отремонтировано компанией Universal Air Lines (в настоящее время American Airlines). На машину был установлен авиамотор Wright G-6-9, после чего R614K под управлением Хантера перелетел в Тетерборо (Teterboro), штат Нью-Джерси, где компанией Wright были изготовлены первые серийные двигатели Type E Whirlwind. К этому времени самолет был перекрашен: схема осталась прежней, но вместо красного основным был оранжевый цвет.

С новым более мощным двигателем гоночный самолет должен был показать более высокие летные характеристики, но из-за нехватки времени перед национальными гонками 1931 года во время испытаний, которые завершились катастрофой, замеры скорости выполнены не были.

В одном из испытательных полетов топливный провод был поврежден, и бензин начал скапливаться в нижней части фюзеляжа самолета. Выходившие из короткой выхлопной трубы горячие газы просочились через противопожарную перегородку и как раз в тот момент, когда из-за отсутствия топлива мотор остановился, вспыхнул пожар. Хантер летел на малой высоте, и у него было мало времени. Он смог выпрыгнуть с высоты 55 метров. Самолет вошел в пике и, ударившись о землю, полностью разрушился. Парашют Хантера раскрылся лишь на высоте 15 метров!

Данный самолет был построен в то же самое время, что и Model R (R614K) и отличался от него силовой установкой. Вместо радиального двигателя компании Wright машина получила авиамотор Chevrolair, разработанный компанией Arthur Chevrolet Aviation Motor Corporation, Индианаполис, штат Индиана. Данный двигатель идеально подходил к планеру, и сам самолет являлся одним из самых аэродинамически совершенных самолетов своего поколения. В ходе проведения серии испытаний данный авиамотор, имевший рабочий объем около восьми литров, получил наименование Model D-6; при 2175 об/мин двигатель развивал мощность 165 л.с..

В 1929 году на проводившихся в рамках национальных авиагонок соревнованиях экспериментальных самолетов R613K под управлением Дага Дэвиса занял первое место, разогнавшись до 183,2 км/ч. Позднее Кларенс Кларк в гонке самолетов с двигателями объемом 8 литров занял третье место, пропустив вперед два самолета Monocoupe с авиамоторами Walter. Поскольку самолет готовился к гонкам в большой спешке, то получил упрощенный вариант окраски: желтая основа и красные полосы были нанесены пневматическим распылителем без насадок, а это означало, что цвета не были четко разделены. Гоночный номер «32» был нанесен белой краской.

После завершения гонок 1929 года двигатель Chevrolair был демонтирован с самолета и возвращен компании-производителю. Вместо него машина получила авиамотор Wright J-6-7. Оборудованный данным двигателем и окрашенный в желтый и красный цвета самолет через калифорнийского дилера был продан женщине-пилоту Флоренс Лоу «Панчо» Барнс (Florence Lowe «Pancho» Barnes). Принадлежавший Флоренс Барнс сменил силовую установку: вместо рядного двигателя был установлен радиальный авиамотор производства компании Wright с коротким капотом или кольцом Тауненда, которое часто удалялось. Также Флоренс Барнс перекрасила R613K в красное и черное по схеме R614K.

Флоренс Барнс была одной из самых необычных женщин-пилотов своего времени и была известна под псевдонимом «Панчо». Под управлением «Панчо» самолет производства компании Travel Air участвовал в «марафонских» полетах (полетах через все страну) и в различных состязаниях, проходивших во множестве на территории США. Для гонок на большие расстояния на самолет были дополнительно установлены топливные баки: два в центроплане крыла и еще два в консолях крыла; емкость этих баков, к сожалению, остается неизвестной.

Затем «Панчо» сдала свой самолет внаем Говарду Хьюзу, который тренировался пилотировать самолеты подобного типа перед проектированием и постройкой собственного рекордного самолета.

Спустя некоторое время после завершения аренды Хьюзом R613K находился в ангаре компании Mantz Air Service, штат Калифорния, и поскольку Флоренс Барнс не смогла заплатить гарантированную Полом Манцем (Paul Mantz) задолженность, она и передала ему Model R. После передачи самолет был окрашен в цвета Манц - красный с белыми полосами. Для съемок в фильме R613K был превращен в статический нелетающий макет самолета-участника шнейдеровских гонок, после чего долго оставался в данном качестве вплоть до ликвидации коллекции старых самолетов Поля Манца и Фрэнка Таллмана (Frank Tallman). Покупателями R613K оказались … «Панчо» Барнс и ее сын Билл!

Билл Барнс был владельцем станции ремонта и технического обслуживания авиационной техники, расположенной в Ланкастере, штат Калифорния, неподалеку от ранчо его матери; эта станция была хорошо известна пилотам с расположенной рядом базы ВВС Эдвардс (Edwards Air Force Base).

Билл начал восстанавливать Travel Air Model R, но так и не смог завершить его, поскольку в 1980 году погиб в полете на P-51. Сама же «Панчо» Барнс умерла за пять лет до гибели сына.

Успех самолетов Travel Air Model R в национальных авиагонках привлек к продукции компании из Уичито интерес двух нефтяных компаний, каждая из которых искала скоростной самолет для своих авиационных подразделений. В 1930 году компания Shell Oil Co заказала постройку самолета Model R для рекламирования компании участием в гонках, авиационных состязаниях и показательных выступлениях. В том же году компания Texas Company заказала изготовление специального Model R для знаменитого пилота Фрэнка Хоукса (Frank Hawks). Эта машина стала самой известной из всех построенных Model R. Иностранные правительства также обозначили свой интерес к новому самолету, и одна машина была продана в Италию.

Третий самолет Travel Air Model R, получивший номер гражданской регистрации NR482N, в апреле 1930 года был поставлен компании Shell и был окрашен в цвета компании - желтый с красными полосами. Джимми Хейзлип (Jimmie Haizlip) пилотировал этот самолет во время турне по штатам новой Англии, во время которого он выиграл кубок за высший пилотаж, доказав, что самолет одинаково хорош и для гонок, и для занятий спортом. Позднее в этом же году NR482N под управлением Хейзлипа занял первое место на проходивших в Гленвью (Glenview) иллинойских авиагонках (Illinois Air Races); во время гонок Model R показал среднюю скорость 293 км/ч, обогнав Чарльза «Спида» Холмана (Charles «Speed» [скорость] Holman), пилотировавшего новейший Laird Solution.

Следующим большим событием стали первые томпсоновские гонки, в которых приняли участие Model R компаний Shell и Texas. ВМС США были представлены сильно модернизированным Curtiss XF6C-6 Hawk, пилотировал который капитан КМП США Артур Х. Пейдж (Captain Arthur H. Page). Истребитель-биплан Curtiss F6C Hawk были испытанным самолетом, и имел репутацию крепкой и энергичной машины. Для участия в гонках истребитель претерпел множество изменений: было удалено нижнее крыло, для сохранения центровки перемещено верхнее крыло, облагорожена аэродинамика фюзеляжа, упрощенная конструкция основных стоек шасси с большими обтекателями колес и профилированными опорами. В качестве силовой установки был выбран наддувный двигатель Curtiss Conquerer, развивавший 700 л.с. и бывший самым мощным авиамотором томпсоновских гонок 1930 года.

Сразу после взлета с «раскачкой» Curtiss XF6C-6 резко взял старт и удерживал лидерство вплоть до семнадцатого круга, во время которого, кажется, началось разрушение конструкции самолета, ставшей причиной падения машины и тяжелых травм и гибели капитана Пейджа.

Travel Air Model R компании Texas сошел с дистанции на седьмом круге из-за проблем с двигателем.

После катастрофы Curtiss XF6C-6 на первое место вышел Чарльз «Спид» Холман, пройдя трассу со средней скоростью 326,2 км/ч. Вторым был Джимми Хейзлип, NR482N которого прошел трассу со средней скоростью 323 км/ч.

Thompson Trophy были последними гонками 1930 года с полетом по замкнутому контуру, в которых участвовали Travel Air Model R.

В 1931 году Джимми Хейзлип и Джимми Дулиттл на небольшом желто-красном самолете поочередно выполняли демонстрационные полеты по всей территории Соединенных Штатов, еще раз подтвердив хорошую репутацию Model R как гоночного, так и спортивного самолета. Примерно в это время в конструкцию планера NR482N был введен фонарь кабины аналогичный использовавшемуся на машине компании Texaco.

В 1932 году Джимми Дулиттл стал инициатором более серьезных преобразований. Самолет был доставлен в Parks Air College, где получил 550-сильный двигатель Pratt & Whitney R-985. Больший диаметр двигателя R-985 потребовал переделки фюзеляжа, поперечное сечение которого стало более эллиптическим. Кабина пилота была оборудована новым, обеспечивавшим лучшую видимость, фонарем с лобовым стеклом. Вслед за фонарем самолет получил надфюзеляжный гагрот, протянувшийся до киля. Самолет был полностью окрашен в желтый и красный цвета с нанесенным на бортах фюзеляжа номером «400» - таким же, что был на борту гоночного самолета Super Solution, на котором Дулиттл летал в 1931 году. Система управления элеронами также была изменена. В результате этих изменений поперечное управление самолетом приобрело недостаточную жесткость, которой, скорее всего, объясняется флаттер элеронов и последовавшее за этим разрушение самолета в воздухе в ходе испытаний в Сент-Луисе. Джимми Дулиттл выпрыгнул с парашютом, но самолет разбился и был полностью разрушен.

Для Фрэнка Хоукса компанией Texas было заказано производство Model R (NR1313). В 1929 году окрашенный в цвета компании Texas самолет Lockheed Air Express под управлением Хоукса установил рекорд скорости полета.

В июле 1930 года Mystery Ship был поставлен компании Texaco. Конструктивно NR1313 был идентичен другим самолетам типа Model R, но также как и NR482N имел увеличенное вертикальное оперение и закрытый фонарь кабины. Запас топлива на NR1313 был увеличен и вместо 177,7 литров (R614K) составлял 380 литров. Силовая установка самолета состояла из одного двигателя Wright R-975, который при 2300 об/мин развивал 425 л.с.. На NR1313 был установлен полный комплект оборудования и даже логарифмическая линейка для выполнения сверхдальних полетов! Одним из результатов вышеперечисленных изменений стало увеличение общего веса NR1313 до 1242 кг по сравнению с 880 кг первого самолета типа Model R.

Поскольку конструкция самолета усилена не была, то по сравнению с первоначальным Model R у NR1313 значение коэффициента нагрузки было меньшим.

Для самолета были изготовлены две пары консолей: «стандартная» с размахом 6,45 метров, длиной хорды 1,5 метра и общей площадью крыла около 13 м? и «длинная», у которой соответствующие показатели были равны 9,75 метров, 1,57 метр и около 15 м?. Узлы крепления двух пар консолей были идентичными. Для компенсации увеличения сопротивления, вызванного изменением размеров хорд «длинных» консолей крыла, на переднюю кромку центроплана крыла устанавливался небольшой обтекатель.

Model R компании Texaco имел два варианта схемы окраски. Первый вариант просуществовал весьма недолго: до аварии Хоукса во время выполнения посадки. Самолет был настолько сильно поврежден, что пришлось ряд его узлов восстанавливать на заводе компании Travel air. Вследствие этого была сильно изменена его окраска. Первоначально фюзеляж самолета был окрашен в охровый цвет с красными полосами с зелеными кромками, но после ремонта машина стала бело-красной с зелеными разделительными кромками. Консоли крыла и горизонтальное оперение в обоих вариантах были окрашены в красный цвет. На борта машины красной краской была нанесена надпись «Texaco 13».

«Texaco 13» принимал участие в топсоновских гонках 1930 года, но из-за проблем в работе двигателя сошел с дистанции на седьмом круге. Затем Хоукс участвовал в побитии трансконтинентального рекорда, рекордов дальности полета по прямой. Помимо этого NR1313 Хоукса и, перелетая из города в город, появлялся на различных мероприятиях, вызывая значительный интерес как к скоростным самолетам, так и к своему работодателю - компании Texas Company. Затем самолет был перевезен в Европу. Самолет совершил демонстрационные полеты в небе Великобритании, а во время французского турне «Texaco 13» побил несколько европейских рекордов (см. Приложение).

После европейского турне самолет был возвращен в Соединенные Штаты, а в июле 1932 года во время слишком длинной посадки в Вустере (Worcester), штат Массачусетс, «Texaco 13» врезался в металлический барьер и получил серьезные повреждения. Хоукс получил серьезные ранения и после этого больше не пилотировал Mystery Ship. Позднее в 1938 году, когда Хаукс разбился, пилотируя экспериментальный «секретный самолет», самолет был восстановлен в своем первоначальном состоянии и размещен в экспозиции чикагского музея науки, где «Texaco 13» находится и по сей день.

Последний самолет Travel Air Model R был построен для итальянского правительства. Он дублировал «Texaco 13» даже бело-красной окраской. Вертикальное оперение было выкрашено в три равные полосы: красную, белую и зеленую. Самолет не нес никаких американских номеров гражданской регистрации и остается неясным: был ли какой-либо номер присвоен этой машине в Италии.

Если рассматривать в целом историю самолетов Travel Air Model R и их влияние на развитие авиации, то окажется, что машины данного типа сделали большое и важное дело: гоночные гражданское самолеты стали летать быстрее лучших военных машин. Разумеется, Model R превосходили истребители и гоночные самолеты своего времени. Однако не стоит забывать, что «Texaco 13» был модифицирован с установкой дополнительных оборудования, топливных баков или полного комплекта приборов, что вело к росту его массы на 40%. Однако несмотря на увеличение мощности силовой установки, самолет не стал более конкурентоспособным в гонках с замкнутым контуром.

Самолет, специально разработанный для достижения определенных летных характеристик, развивал их гораздо легче, чем любая другая ранее существовавшая машина, и затем был модифицирован. Таким образом, наиболее значительным вкладом Model R в области производства гражданских самолетов было то, что Херб Раудон и Уолтер Бёрнэм спроектировали и построили этот самолет очень быстро, внеся в его конструкцию все новейшие достижения NACA. Последовательное увеличение характеристик привело у росту продаж самолетов.

Военные Соединенных Штатов и Европы не спешили отказываться от бипланов; в ряде стран они сохранялись до начала Второй Мировой войны (особенно в Великобритании и ВМС США). И хотя в США в середине тридцатых годов был принят на вооружение истребитель-моноплан Boeing P-26A, в его конструкции было использовано кольцо Тауненда; капоты с большой длиной хорды стали применяться на американских истребителях лишь начиная с Seversky P-35 - спустя семь лет после появления Mystery Ship.

История самолетов Travel Air Mystery Ship не была бы полной без упоминания о реплике Model R, построенной в США в конце семидесятых годов. В начале этого десятилетия любители-авиастроители изготовили множество реплик старинных самолетов, среди которых были и реплики машин, оставивших значительный след в истории авиации. Энтузиастами были построены несколько реплик гоночных самолетов: Brown Miss Los Angeles, Gee Bee Model Z и Howard Miss Mulligan.

В 1975 году существовали три проекта создания реплики Mystery Ship, причем в одном из проектов участие принимал Херб Раудон - один из создателей оригинальной машины. После смерти Роудона проект был продан Джиму Юнкину (Jim Younkin), Спрингдейл (Springdale), штат Арканзас. В 1979 году изготовление реплики было завершено перед проводившимся в Ошкоше слетом ассоциации экспериментальной авиации (Experimental Aircraft Association - EAA).

Внешний вид реплики имел большое сходство с оригиналом, но были и некоторые отличия. Двигатель Lycoming R-680-13, капот и моторная рама были взяты с учебного самолета Beech AT-10 Wichita. Конструкция трубчатого фюзеляжа была разработана с целью увеличения места внутри кабины пилота. Приборная панель была оборудована богаче, чем в тридцатые года, и самолет даже получил «фирменный» автопилот. По соображениям безопасности запас топлива был сосредоточен в консолях крыла. Колеса и тормоза были позаимствованы у учебно-тренировочного самолета Fairchild PT-19. Схема окраски реплики почти точно соответствовала окраске R614K за исключением зеленой окантовки, о которой все забыли.

Самолет был выставлен в музее EAA в Хейлс-Корнерсе (Hales Corner), штат Висконсин… Следует отметить, что реплике федеральным управлением гражданской авиации США (Federal Aviation Administration - FAA) был присвоен регистрационный номер N482N - почти такой же, какой в 1930 году был присвоен в Model R компании Shell Oil Company!





 ЛТХ:
Модификация   Model R
Размах крыла, м   8.89
Длина самолета, м   6.15
Высота самолета м   2.36
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   669
  максимальная взлетная   880
Тип двигателя   1 ПД Wright J-6-9 Whirlwind
Мощность, л.с.   1 х 450
Максимальная скорость, км/ч   394
крейсерская скорость, км/ч   370
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Чертеж "Travel Air Model R"
  Фотографии:

 Сборка Model R
 Сборка Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R
 Model R с двигателем D-6 Chevrolair
 Model R с двигателем D-6 Chevrolair
 Кабина пилота Model R

  Схемы:

 Model R

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship
Aerofiles.com. Travel Air
Le Fana de l'Aviation 1983-02. Dustin W. Carter. Le Travel Air Mystery Ship
AOPA Pilot 1977-11. Peter M. Bowers. The Travel Air Mystery Ships
Aeroplane Monthly 1978-05. Preservation Profile : Travel Air Model R
Vinage Airplane 1974-07. Gar W. Williams. The Travel Air Mystery Ship
Vinage Airplane 1981-01. Robert S. Grier, Jr. Captain Frank M. Hawks Attends Airport Dedication
Vinage Airplane 1984-03-04. Ed Phillips. Mystery Ship!
L'Aeronautique 1931-07. Quelques particularites techniques du "Mystery"
Robert Hull. September Champions : The Story of America's Air Racing Pioneers
Page Shamburger, Joe Christy. Command the Horizon
Birch Matthews. Race with the Wind
George C. Dade, Frank Strand. Picture History of Aviation on Long Island 1908-1938
Peter C. Brown. Barnstormers, Wing-Walking and Flying Circuses
Joe Christy. American Aviation : An Illustrated History
Airportjournals.com. Daryl Murphy. The Day Air Racing’s Golden Age Began
Aviation-history.com. Larry Dwyer. Travel Air (Model R) "Mystery S"
Kingairmagazine.com. Edward Phillips. The Racer's Edge
Cloverfield.org. Florence Lowe "Pancho" Barnes
Richard.ferriere.free.fr. Travel Air Model R Mystery Ship


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: