В марте 1912 г., французские металлурги из Соммы Шарь Понше (Charles Ponche) и Морис Прима (Maurice Primard) испытали свой высокоплан
Tubavion. Этот аэроплан был впервые представлен на третьем Парижском авиасалоне 16 декабря 1911 г.
Конструкция его была необычной. Основой каркаса служила стальная цельнотянутая труба, на которую надели винт. Винт приводился во вращение ременной передачей от
рядного 70-сильного двигателя Labor, установленного ниже. Перед винтом на той же трубе крепилось прямоугольное крыло, а сзади - крестообразное оперение с рулём высоты,
стабилизатором и цельноповоротным килем. Под трубой была смонтирована ферма, на которой разместили сиденье пилота и двигатель. К нижним трубам фермы
присоединялась ось шасси.
Вероятно, это был первый самолёт с подобной установкой винта. Такая схема применялась и в дальнейшем, хотя и не часто, но сейчас речь не об этом.
Особенностью "трубоплана" (примерно так можно перевести слово Tubavion) была дюралевая обшивка и крыла, и оперения.
Аппарат построили ещё в конце 1911г.,
но оторваться от земли удалось не сразу: самолёт был слишком тяжёл даже для столь мощного 70-сильного мотора. Пришлось облегчать конструкцию, сняв два
из четырёх колес шасси и всю обшивку фюзеляжа. В таком виде в марте 1912 г.
Tubavion, наконец, взлетел.
Правда, летал он плоховато, и летом того же года конструкторы переделали его, заменив большую часть обшивки на обычную полотняную, а капризный
Labor - на ротативный двигатель Gnome той же мощности (70 л.с.), установив его прямо на трубе, сразу за винтом.
Самолёт потерял большую часть уникальности, но полёт в марте 1912 г. уже даёт ему право называться первым в мире самолёт с металлическим каркасом и обшивкой.
Самолет постоянно дорабатывался - например получил закрытую гандолу.