Внедрение У-2 в летно-учебную практику по своему прямому назначению еще только
начиналось, а уже обозначились другие области его применения, далекие от
процесса первоначального обучения. Потребность в авиации для народного хозяйства
в сочетании с наличием простой в управлении, несложной в производстве и
недорогой машины обусловили появление разнообразных модификаций самолета.
Первым специализированным аппаратом стал сельскохозяйственный У-2АП ("Аэропыл"),
прежде всего предназначенный для борьбы с личинками малярийного комара, а также
саранчой и другими вредителями посевов, ставшими настоящим бедствием в южных
районах Советского Союза. Разработку и постройку первых шестнадцати экземпляров
У-2АП, или просто АП, осуществили на авиазаводе No.23 в 1929 году.
Для обеспечения заданной центровки кабину пилота У-2АП сдвинули вперед на 250
мм, а топливный бак перенесли в центроплан верхнего крыла. Емкость для химикатов
на 200-250 кг разместили в центральном отсеке фюзеляжа, а за ним оборудовали еще
одну кабину, в которой размещался второй член экипажа. При необходимости
центральный отсек можно было переоборудовать и для иных нужд. Такое решение
объяснялось сезонностью сельскохозяйственных работ и острой потребностью в
самолетах, способных перевозить пассажиров и легкие грузы.
Сельскохозяйственные У-2 использовали также для аэросева, и весьма успешно.
Например, в одном лишь 1933 году с воздуха засеяли 138 тыс. га. Летчик
М.Е.Сахаров (он известен тем, что первым обнаружил в 1938 году место аварийной
посадки самолета "Родина" с женским экипажем) вспоминал, что в 1932 году его
направили пилотом в Общество борьбы с вредителями сельского хозяйства. В период
голода и неурожая 1932-33 годов, когда на селе в страду не хватало людей для
полевых работ и обычных сеялок, его летный отряд на У-2АП сеял с воздуха пшеницу
и рис, на горных пастбищах высевали дикий овес для скота. Летать приходилось
много, своеобразным рекордом стали 132 посадки для дозаправки семенами,
выполненные Сахаровым за один день.
До 1941 года были построены 1255 У-2АП. В ходе Великой Отечественной войны эти
самолеты, как и многие другие, после несложного переоборудования использовались
для срочных транспортных перевозок. После войны различные варианты
сельскохозяйственных У-2 и По-2 частично были результатом переделки из военных
машин, а позднее и пассажирских По-2Л. Именно длительное и активное
использование У-2 и По-2 в сельском хозяйстве в 1950-е годы стало причиной
появления его незабываемого и всем известного прозвища - "кукурузник".
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
У-2АП |
Размах крыла, м |
11.40 |
Длина самолета,м |
8.10 |
Высота самолета,м |
3.10 |
Площадь крыла,м2 |
33.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
656 |
максимальная взлетная |
1000 |
Тип двигателя |
1 ПД
М-11 |
Мощность, л.с. |
1 х
100 |
Максимальная скорость, км/ч |
140 |
Крейсерская скорость, км/ч |
110 |
Практическая дальность, км |
200 |
Скороподъемность, м/мин |
100 |
Практический потолок, м |
3000 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|