После возвращения в Турцию 19 октября 1925 года, Веджихи Хюркюш
(Vecihi Hürkuş) принял
решение расстаться с гражданской авиацией. Он вышел из управляющего совета
Ассоциации, свернул все проекты, которые осуществлял в Ассоциации, передал
самолет, транспортные средства и прочее имущество, которое находилось у него в
ВВС, и подал рапорт о повторном зачислении в Военно-воздушные силы. Он
согласовал в Министерстве Национальной обороны проект по строительству в Кайсери
завода Акционерного общества авиационного и моторостроения "Tayyare ve Motor
Anonim Şirketi" (Tomtaş). Для перенятия опыта для создания "Томташ" Хюркюш был
направлен в Германию. Хюркюш выявил у предложенного к приобретению самолета Ju
А-20 некоторые недостатки и остановился на модели Ju А-35. 18 июля 1926 года он
телеграфировал на родину, что остановился на модели Ju А-35 и начал переговоры
по приобретению лицензии на ее производство. Модель Юнкерса привлекла внимание Хюркюша следующими моментами: это был самый современный двухместный истребитель
с большой огневой мощью, который мог применяться на любом театре военных
действий как в дневное, так и в ночное время. Помимо этого изучался вопрос
приобретения французской модели Newport De Large, однако 1 августа 1926 года Хюркюш остановил свой выбор на самолете Ju А-35.
После возвращения Хюркюша на родину, Акционерное общество Томташ организовало
регулярное авиационное сообщение по маршруту Анкара – Кайсери. На этой авиалинии
были задействованы один трехмоторный самолет Ju-23, способный брать на борт 14
пассажиров и один Ju F-13, способный поднять в воздух 6 пассажиров. На дворе
стоял 1927 год. Этими полетами, организованными Хюркюшем было открыто первое
регулярное авиационное сообщение в Турции.
Хюркюш на заводе Томташ планировал установить дополнительные бензобаки на
крыльях Junkers А.35 для увеличения дальности полета с целью совершить беспосадочный
перелет в Тегеран, задачей которого была демонстрация самолета турецкой сборки и
выполнение поручения правительства страны, которое искало зарубежные рынки сбыта
для продукции авиапредприятия. В случае осуществления этого проекта, выгоду
получили бы как наша страна, так и компания Томташ. Однако в то время завод Томташ не был запущен в полной мере, да и подготовка самолета А.35 не была
завершена, в этой связи проект был отложен.
Работы по запуску производства национального самолета продолжились до 1928 года.
В 1928 году из-за плохой деятельности правительства разразился экономический
кризис, который затронул и проект по созданию национальной авиации. Проект был
закрыт.
После годичного перерыва Хюркюш возвратился на свою старую должность в
Технический отдел ВВС Турции. В 1930 году в Анкаре состоялся промышленный
конгресс. В Народном доме демонстрировались товары турецкой промышленности. Хюркюш выставил эскизы, подробное описание и модель самолета местного
производства Vecihi K-XI. Выставка прошла впустую, однако он продолжил
разрабатывать новые модели.
В 1930 году Веджихи продлил ежегодный отпуск на 2 месяца за собственный счет,
арендовал в Кадыкей магазин строевого леса и через три месяца первый турецкий
самолет гражданского назначения, и второй его собственной конструкции, под
названием Vecihi XIV (Vecihi K-XVI) был построен. Первый полет на этом самолете он совершил
16 сентября 1930 года в Фикиртепе при большом количестве народа. Самолет был
двухместным, одномоторным, предназначенным для обучения и спортивных полетов. На
этом самолете он совершил перелет в Анкару. В Анкаре был устроен показательный
полет. Премьер-министр Исмет Иненю и представители военного командования
осмотрели самолет и одобрили. Для получения летного сертификата он обратился в
Министерство промышленности. 14 октября 1930 года был получен ответ: "В связи с
отсутствием специалиста по технической сертификации самолетов, требуемый Вами
документ не может быть выдан".
В результате хождения по инстанциям министерства, было принято решение направить Веджихи в Чехословакию для получения документов. У Хюкрюша не получилось
отправиться в Прагу сразу по получению разрешения 6 декабря 1930 года. После
перевода всей самолетной документации на чешский язык, самолет был повторно
собран с целью прохождения технического контроля при сборке. Только после этого
все требуемые формуляры были заполнены и предполетный контроль завершен. 23
апреля 1931 года Хюркюш на торжественной церемонии, организованной в казино
получил от представителей Чехословакии летное свидетельство. Зал был украшен
плакатом "Да здравствует турецкая авиация!". 25 апреля 1931 года самолет взлетел
в Чехословакии и взял курс на Турцию, куда прибыл 5 мая 1931 года.
Самолет Хюркюша в результате нескольких проверок был признан небесполезным для
Почтового ведомства. Первые почтовые линии предполагалось организовать по
маршрутам Анкара-Эрзурум и Анкара – Стамбул. В связи с этим было запланировано
новое воздушное турне под эгидой Турецкого общества воздухоплавания. Вылет был
произведен в Анкаре, и совершены полеты в городах Аксарай, Конья, Манавгат,
Анталья, Фетхие, Мугла, Айдын, Денизли, Ушак, Эскишехир, Адапазары, Измит и
завершены полеты в Ешилькёе. Показательные полеты завершились с большим успехом.
В отделения общества воздухоплавания начали поступать пожертвования, однако 3
ноября 1931 года по телеграфу поступило указание прекратить полеты Хюркюша и
запретить эксплуатацию самолета Vecihi XIV. После этого последовало указание
прибыть вместе с самолетом в распоряжение Министерства национальной обороны. В
этой ситуации Хюркюш вынужден был повторно покинуть ряды Турецкого общества
воздухоплавания. Во время демонстрационных полетов он встретил множество молодых
любителей авиации и задумался об открытии авиационной школы.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Vecihi
XIV |
Размах крыла, м |
8.80 |
Длина самолета,м |
7.20 |
Высота самолета,м |
2.65 |
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
520 |
максимальная взлетная |
850 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome |
Мощность, л.с. |
1 х
110 |
Максимальная скорость, км/ч |
155 |
крейсерская скорость, км/ч |
125 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
3500 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба.
2018
|