С середины первого десятилетия XX в. во Франции наблюдается возрождение интереса к схеме "моноплан". Эта конфигурация, появившаяся в результате копирования
облика птиц, была характерна для работ большинства европейских пионеров авиации прошлого столетия, и неудивительно, что после того, как концепция самолета
братьев Райт была подвергнута критике во Франции, многие конструкторы вновь вернулись к идее применения монопланного крыла на самолете.
Первыми самолетами-монопланами, появившимися после полета братьев Райт, были "Эллехаммер-1" и "Вуйя-1". Строительство этих аппаратов было завершено в начале
1906 г. Конструктором первого был датчанин Якоб Эллехаммер (Jacob Ellehammer), второго - Трайан Вуйя
(Trajan Vuia или Traian Vuia), румын по национальности, живший и работавший в эти годы во Франции. Несмотря на то,
что конструкторы работали независимо друг от друга, самолеты имели ряд общих черт. Оба аппарата имели верхнерасположенное крыло, напоминающее по форме крылья
планеров О. Лилиенталя. И на том и на другом самолете отсутствовало горизонтальное оперение - конструкторы ошибочно полагали, что при расположении центра
тяжести ниже крыла стабилизирующие поверхности не нужны.
В отличие от Эллехаммера деятельность Т. Вуйя сразу же приобрела широкую огласку и в значительной степени способствовала повышению интереса к схеме "моноплан"
среди европейских авиаконструкторов.
Самолет Вуйя был задуман как "летающий автомобиль". Это наложило отпечаток на конструктивные особенности аппарата . Четырехколесное шасси имело
резиновые пневматические колеса и спиральные рессоры. Крыло могло складываться при движении самолета по земле. Самолет должен был управляться за счет изменения
наклона крыла; имелся также руль направления, который двигался одновременно с передними колесами тележки при повороте летчиком рулевого колеса автомобильного
типа. Для продольной балансировки сидение пилота могло перемещаться вперед и назад. Конструкция была выполнена из стальных трубок, обтянутое тканью крыло
поддерживалось проволочными растяжками. Размах крыла составлял 8,7 м, площадь - 20 м2, вес конструкции - 192 кг. На самолете был установлен углекислотный
двигатель "Serpollet" мощностью 25 л.с. (паровой мотор, приспособленный для использования углекислоты в качестве рабочего тела). Он вращал двухлопастный тянущий
винт диаметром 1,5 м.
Испытания "Вуйя-1" начались в марте 1906 г. 18 марта Вуйя впервые удалось оторваться от земли. Самолет пролетел расстояние в 12 м на высоте от 1/2 до 1 м. В
августе конструктор сумел вдвое увеличить время нахождения в воздухе, однако полет закончился аварией.
Уже в первых испытаниях выявилась неустойчивость и неуправляемость аппарата. Поэтому в процессе восстановления поврежденного самолета Вуйя установил на нем цельноповоротное горизонтальное оперение. Одновременно была устранена подвижность крыла в полете, так как данное техническое решение не оправдало себя.
Модифицированный самолет получил обозначение "Вуйя-1бис". Несмотря на некоторое усовершенствование конструкции, самолет остался неспособным к настоящим полетам - удавались только "прыжки" в 5-10 м.
Примененный на первых самолетах Т. Вуйя углекислотный двигать оказался очень ненадежным в работе. Поэтому в 1907 году была
изготовлена новая конструкция "Вуйя-2",
на этот раз со ставшим уже стандартным в авиации бензиновым двигателем Antoinette мощностью 25 л. с. По схеме
самолет незначительно отличался от первых образцов (моноплан с тянущим пропеллером), но имел меньшие размеры: размах крыла
- 7,9 м; площадь крыла - 17 м2 и вес - 154 кг. Большое число
элементов конструкции было выполнено из металла. Несмотря па большую энерговооруженность, испытания самолета не увенчались успехом.
Выполнялись только "подлеты" дальностью в несколько метров. Плохая устойчивость, низкая
эффективность рулей, аэродинамическое несовершенство крыла и пропеллера - все это делало невозможным настоящий полет. Разочарованный
неудачами, Т. Вуйя на время прекратил работы в авиации.
Тем не менее конструкторская деятельность Вуйя внесла свой вклад в развитие самолета. Это был первый шаг к возрождению концепции моноплана в европейском
самолетостроении. Именно Т. Вуйя побудил JI. Блерио к созданию монопланов и сказал, таким образом, опосредованное влияние на развитие всей авиации.
Некоторые румынские историки авиации отмечают, что Т. Вуйя принадлежит также заслуга осуществления первого в Европе полета на самолете под действием собственной
мощности (18 марта 1906 г.). Это утверждение ошибочно. Хотя "Вуйя-1" действительно впервые оторвался от земли на несколько месяцев раньше, чем аппараты Сантос-Дюмона и Эллехаммера, но неуправляемые короткие полеты осуществлялись в Европе еще в XIX в.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Aéroplane No.1 |
Aéroplane No.2 |
Размах крыла, м |
8.70 |
7.90 |
Длина самолета,м |
5.65 |
5.60 |
Высота самолета,м |
2.90 |
2.90 |
Площадь крыла,м2 |
20.00 |
17.00 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
192 |
154 |
максимальная взлетная |
241 |
215 |
Тип двигателя |
1 ПД Serpollet |
1 ПД Antoinette |
Мощность, л.с. |
1 х 25 |
1 х 25 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
|
Практическая дальность, км |
|
|
Практический потолок, м |
|
|
Экипаж, чел |
1 |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|