Первым, по настоящему успешным, самолетом фирмы
Zlínská letecká společnost, a. s. (ZLAS)
стал легкий многоцелевой самолет Zlin Z.XII. Аэродинамичные формы
моноплана обеспечивали самолёту высокую скорость перемещения, а также хорошую
манёвренность, что является одним из важнейших свойств спортивных воздушных
судов. Тем не менее, проект данного летательного аппарат предполагал под собой
многоцелевое назначение, так как воздушное судно могло использоваться и для
частных целей, в том числе для перевозки людей и небольших грузов на дистанциях
малой протяжённости.
В кабине Z.XII могли
разместиться до двух человек - пилот и один пассажир, однако, благодаря
конструктивным особенностям данного моноплана, на его борту можно также
осуществлять и транспортировку небольших грузов общей массой, с учётом
собственного веса пилота, не превышающей 230 килограмм. Кабины
самолета могла быть открытой и закрытой.
Первоначально самолет был
оснащен оригинальным американским двигателем Continental. Вскоре на самолете
была установлена лицензионная
копия этого двигателя марки Zlin Persy II, и его
производство связано с началом осуществления деятельности отдела
моторостроителей компании ZLAS.
В апреле 1935 года прототип самолета совершил первый полет.
Испытания Z.XII оказались успешным и полностью оправдали
надежды разработчиков. Спустя ещё несколько месяцев, машина была запущена в
серийное производство, где находилось вплоть до аннексии в Чехословакии немцами,
но и после этого производство самолетов не было остановлено, а построенные
Z.XII уже использовались для военных нужд.
За весь период производства, авиастроительной компанией Zlin
было построено 201 воздушных судов данной модели (что
сделало его самым успешным спортивным самолетом в довоенной Чехословакии), из которых, на сегодняшний
день, известно о существовании лишь 15 экземпляров.
В 1938 году на фирме начали выпуск модернизированного
вариант, получившего обозначение Z.212. От
предшественника он отличался немного меньшими размерами и мотором Walter Mikron
II
(60 л.с.). Всего за два года выпуска было построено 51 экземпляр самолета.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Z.XII |
Z.212 |
Размах крыла, м |
10.00 |
9.90 |
Длина самолета,м |
7.80 |
7.20 |
Высота самолета,м |
2.10 |
1.80 |
Площадь крыла,м2 |
12.00 |
12.00 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
290 |
290 |
нормальная взлетная |
520 |
520 |
максимальная взлетная |
|
|
Тип двигателя |
1 ПД Zlin Persy
II |
1 ПД
Walter Mikron II |
Мощность, л.с. |
1 х 45 |
1 х 60 |
Максимальная скорость, км/ч |
155 |
165 |
Крейсерская скорость, км/ч |
135 |
140 |
Практическая дальность, км |
300 |
300 |
Скороподъемность, м/мин |
|
|
Практический потолок, м |
3800 |
4000 |
Экипаж, чел |
2 |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2017
|