Первый легкий вертолет Model
F-28, разработанный и построенный Руди Дж. Энстромом, поднялся в воздух 12
ноября 1960 года. Это была двухместная экспериментальная машина с двухлопастным
несущим винтом и хвостовой частью, не имевшей обшивки. 26 мая 1962 года взлетел
первый из двух предсерийных вертолетов, имевший трехместную кабину. А осенью
1963 года состоялся первый полет серийного вертолета Model F-28, отличавшегося
полностью обшитым фюзеляжем (кабина имела обшивку из легких сплавов и
стеклопластика, хвостовая балка полумонококовой конструкции была выполнена из
легких сплавов). В качестве силовой установки использовался двигатель Lycoming
O-360-A1A в 180 л.с. (134 кВт), вращавший трехлопастный винт. С тех пор были
выпущены свыше 1000 экземпляров этой машины в различных вариантах.
Запущенный в серию в 1968 году, вертолет Model F-28A был оснащен двигателем
HIO-360-C1A мощностью 205 л.с. (153 кВт). Выпуск был остановлен в феврале 1970
года, когда "R.J. Enstrom Corporation" закрылась, но возобновился в 1971 году,
когда реформированная фирма возродилась под именем "Enstrom Helicopter
Corporation". Созданный на базе Model F-28A вертолет Spitfire Mk I был оснащен
трехстоечным неубирающимся шасси и турбовальным двигателем Allison 250-C20B,
дефорсированным с 420 э.л.с. (313 кВт) до 240 э.л. с. (179 кВт). Снизили также
массу пустой машины на 91 кг и увеличили внутренние объемы для топлива и
полезной нагрузки.
Разработанный в 1973 году и сертифицированный в сентябре 1974 года люкс-вариант
Model 280 Shark получил кабину более обтекаемой формы, верхний и нижний кили и
небольшой горизонтальный стабилизатор с шайбами на законцовках.
Усовершенствованные варианты Model F-28C и Model 280C оснащались двигателем
HIO-360-E1AD в 205 л.с. (153 кВт) с турбонагнетателем Rajay. Рулевой винт
перенесли на левый борт, изменив направление его вращения. На вертолете Model
F-28C-2 ввели моноблочный ветровой козырек и изменили конструкцию панели
приборов для улучшения обзора вперед и вниз. Сертифицированные в январе 1981
года вертолеты Model F-28F и Model 280F оснащались двигателем с турбонаддувом
HIO-360-F1AD мощностью 225 л.с. (168 кВт).
Работы над вертолетом Model 280L Hawk, четырехместным вариантом Enstrom 280C,
начались в 1978 году, а прототип поднялся в воздух 27 декабря 1978 года. Он имел
несущий винт, увеличенный в диаметре на 0,61 м и удлиненный на 0,91 м фюзеляж.
Вертолет Model 280L имел такой же двигатель, как и вертолеты Model F-28F и Model
280F, но отличался увеличенным запасом топлива.
Текущая базовая версия, Model F-28F Falcon, была сертифицирована в декабре 1980
года и оснащается двигателем с турбонаддувом HIO-360-F1AD в 225 л. с. (168 кВт).
Вертолет Model 280FX Shark с аналогичной силовой установкой был сертифицирован в
январе 1985 года и отличался рядом доработок, включая новые воздухозаборники,
полностью закрытое обтекателями полозковое шасси, закапотированный вал рулевого
винта, ограждение рулевого винта и новое горизонтальное оперение с концевыми
шайбами. Специальный полицейский вариант Model F-28F-P Sentinel поставляется с
октября 1986 года. На нем может быть установлен один из трех типов поисковых
прожекторов, ИК-система переднего обзора и специальное полицейское
радиооборудование.
Первый военный заказ был получен в 1989 году, когда 15 вертолетов Model 280FX
приобрела чилийская армия. Позднее 10 машин Model F-28F купила Перу, а в 1994
году Model F-28F была поставлена колумбийским военным.
Model 280FX стал базой для создания четырех/пятиместного вертолета Model 480,
под обозначением TH-28 участвовавшего в конкурсе на закупку
учебно-тренировочного NTH (New Training Helicopter) Армии США. К сожалению,
TH-28 уступил вертолету Bell TH-67, но технический задел был использован при
создании новой модификации.
Конструкция.
Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ПД и лыжным шасси.
Фюзеляж ферменной конструкции, с обшивкой из стеклопластика и легких сплавов;
хвостовая балка полумонококовой конструкции, выполнена из алюминиевого сплава,
на ней установлен стабилизатор с концевыми шайбами. Кабина вертолета (шириной
1,5 м) трехместная, с общим сиденьем для летчика и пассажиров, выполненным с
использованием энергопоглощающего материала. С каждой стороны кабины имеются
остекленные сдвижные двери высотой 1,04 м и шириной 0,84 м. Багажный отсек
вместимостью 49 кг расположен позади отсека двигателя и имеет люк высотой 0,55 м
и шириной 0,39 м. Предусмотрена система обогрева и вентиляции.
Шасси лыжное, стойки полностью закрыты обтекателями и имеют
масляно-пневматические амортизаторы. По желанию заказчика устанавливаются
поплавки. Колея шасси 2,21 м.
Несущий винт с шарнирным креплением лопастей. Лопасти цельнометаллические,
прямоугольной формы в плане, выполнены из легких сплавов, хорда лопасти 0,24 м,
профиль NACA 00135.
Рулевой винт диаметром 1,42 м, с втулкой на кардане, расположен с левой стороны
фюзеляжа. Лопасти прямоугольной формы в плане, нескладывающиеся, выполнены из
легких сплавов. Вал привода рулевого винта покрыт обтекателем; винт имеет
предохранительное ограждение.
Силовая установка состоит из одного четырехцилиндрового поршневого двигателя
воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров, имеющего
турбокомпрессор. Установлены усовершенствованные воздухозаборники. Сухая масса
двигателя 133 кг, размеры 0,79 х 0,87 х 0,5 м.
Топливная система включает два бака общей емкостью 159 л. В багажном отсеке
может быть установлен дополнительный топливный бак емкостью 49 л. Емкость
маслобака 9,5 л.
Трансмиссия включает передачу с V-образным ременным приводом от двигателя,
хвостовой редуктор и угловой редуктор. Передаточное отношение от несущего винта
к двигателю 1:7,154; от рулевого винта к двигателю 1 :1,156.
Система управления несущим винтом включает автомат перекоса типа "паук".
Проводка системы управления рулевым винтом тросовая. Управление двигателем
проводится с помощью поворачивающейся рукоятки мотоциклетного типа,
установленной на рычаге управления общим шагом.
Электросистема включает генератор переменного тока с напряжением 212 В и силой
тока 70 А; может быть установлена электросистема, обеспечивающая напряжение 23 В
и силу тока 100 А.
Оборудование включает радионавигационную систему "Лоран" С, командную
радиостанцию Кинг К 197 с самолетным переговорным устройством, приемоответчик КТ
76А, прибор аварийной сигнализации.