В начале пятидесятых годов стала очень популярной концепция одноместного простого вертолета с реактивными двигателями на концах лопастей. Вертолеты предполагается использовать
для наблюдения, поддержания связи и т.д. В это время строилось несколько машин в этом классе, в том числе американские Fairchild XH-26-AH Jet Jeep i XA-8 Pulsejet, Hiller YH-32
Hornet и голландский NHI H-3 Kolibrze. Из них более успешными были только два Hornet и Kolibrze, которые были построены в малых сериях.
В Польше, новаторскую работу в этом
направлении провела команда Jerzego Kotlinskiego в Instytutu Lotnictwa (IL). Проект был разработан в 1955-1956 годах, а в 1957 на заводе IL (Zaklad Produkcji Doswiadczalnej) был
изготовлен первый прототип JK-1 Trzmiel. В то же время для вертолета в IL были разработаны реактивные двигатели. В 1957-58 г.г. изготовили четыре версии двигателей, и для их проверки был создан
специальный карусельный стенд.
15 июня 1957 начались испытания первого прототипа JK-1 на экспериментальном стенде. 21 июня оборвался один из двигателей, вертолет был разрушен, а пилот Antoni Smigiel погиб.
Дальнейшие испытания были проведены на второй прототипе. В октябре 1958 года во время испытаний произошло разрушение лопастей и двигателей. Новые испытания возобновились в 1959
году, исследования показали дальнейшие дефекты и неисправности. В конце октября 1959 года, после очередной аварии, испытания решили прекратить.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
JK-1 |
Диаметр несущего винта, м |
7.00 |
Длина,м |
2.95 |
Высота ,м |
2.14 |
Масса, кг |
|
пустого |
140 |
максимальная взлетная |
340 |
Тип двигателя |
2 РД |
Тяга, кгс |
2 х 12.5 |
Максимальная скорость, км/ч |
131 |
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Продолжительность полета, мин |
15 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
5500 |
Статический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
JK-1 |
|
JK-1 в Muzeum Lotnictwa Polskiego в Кракове |
|
Уголок неба. 2010
|