В США вертолетам армейской авиации принято присваивать названия индейских племен: "Чинук", "Апач", "Ирокез"... Но самое
многочисленное племя "винтокрылых индейцев" именуется "Кайова": за 28 лет их
появилось на свет более 7300 штук, из которых "на тропу войны" в 51 армию мира
вступило 2 600.
История этого аппарата восходит к 1960 году,
когда Пентагон объявил конкурс на легкий вертолет наблюдения. Белл первым успел
поднять в воздух свой образец ОН-4А (8.12.62 г.), но в 1965 году по общим итогам
уступил ОН-6 фирмы Хьюз. А вот попытка завоевать гражданский рынок сразу
имела успех: модель Белл 206А "Джет Рейнджер" уже за первых два года серийного
производства (1966-1968 гг.) была продана более чем в 600 экземплярах. С тех пор
вертолет многократно модернизировался, видоизменялся, оставаясь "бестселлером"
до наших дней.
Вскоре военные разочаровались в "летающем яйце"
Хьюза, и повторно объявленный конкурс 8 марта 1968-го выиграл
усовершенствованный Белл 206А. Армия присвоила ему "популярное имя" "Кайова",
индекс ОН-58 и заказала сразу 2200 штук, которые и были произведены в течение
пяти последующих лет.
Вопреки устоявшемуся мнению, что военный вариант
отличается от "цивильного" лишь защитной окраской, "Кайова" получил новый мотор
Т63-А мощностью 317 л. с., более широкие лопасти ротора и даже 7,62-мм
шестиствольный пулемет "Миниган" по левому борту.
Первым импортером стала канадская армия,
заказавшая в 1969-м 74 штуки СОН-58А (позднее СН-136). В том же году итальянская
фирма Аугуста приобрела лицензию на его выпуск, "произведя на свет" более 1000
машин, часто не слишком похожих на "вождя племени" рядом деталей.
Чтобы удержать первенство на рынке, конструкторы
Белла весьма динамично совершенствовали машину. С 1971-го в серию пошла "Модель
206В" с более мощным мотором, а с 1975-го - целая новая ветвь "удлиненных
рейнджеров" модели 206L. Рассмотрение ее выходит за рамки данной статьи, хотя о
двух модификациях следует упомянуть. На "Лонг Рейнджер" 406LM в 1978-м впервые
был применен четырехлопастный винт вместо двухлопастного. Последний до тех пор
считался таким же "фирменным знаком" фирмы Белл, как центральный радиатор у
"Мерседеса", либо полузакрытые задние колеса у "Ситроена".
А на Белл 206 L-1 "Long Ranger II" впервые была
установлена система гашения вертикальных колебаний, запатентованная под
названием Noga Matic. У нее механизм передачи от ротора крепится к фюзеляжу не
непосредственно, а через два стержня-коромысла, опирающиеся на корпус только в
двух точках - узлах вибраций. Эти стержни и поглощают значительную часть
колебаний, не перенося их на вертолет, что весьма положительно влияет и на
комфортность полета, и на сохранность машины.
Первая серьезная модернизация "Кайов" проходила в
1978-м и была вызвана изменением взглядов на тактику легких вертолетов. Вместо
общего наблюдения за полем боя на средних высотах им предписывалось вести
активную разведку целей на сверхмалых. Во главу угла поставили "невидимость" и
"выживаемость".
275 ОН-58А переоборудовали под стандарт ОН-58С:
кроме более мощного мотора Т-63А-720 (420 л.с.), установили аппаратуру
постановки радио- и инфракрасных помех, плоские стекла кабины (для уменьшения
бликов от солнца). Смонтированы "ножи-рассекатели", позволяющие избежать аварии
при столкновении с линиями проводов, проволочными антеннами и прочими
"невидимыми препятствиями".
Созданный в 1980-м, Белл 206В "Джет Рейнджер III"
считается наиболее совершенной гражданской моделью, почти вдвое превосходящей
первые варианты по коммерческой нагрузке.