Карьера ОН-6 началась очень успешно, с выдающегося технологического прорыва,
обеспечившего блистательный успех, но в дальнейшем его имидж пострадал от всяких
неурядиц. Впрочем, разработчики создали усовершенствованный вариант Loach,
который стремительно ворвался на мировой рынок.
К созданию Hughes Model 500 приступили в 1960 году, когда Армия США выдала
требования на новый легкий вертолет наблюдения и разведки (LOH). ОН-6А отличался
от конкурентов из компаний "Bell" и "Ніllеr" рядом технических решений. Машина
получила необычный для того времени бесшарнирный четырехлопастный несущий винт -
вместо традиционных горизонтальных и вертикальных шарниров втулки несущего
винта, каждая его лопасть крепилась к противоположной лопасти 15-ю упругими
элементами - пластинами из нержавеющей стали. Такая конструкция снижала
сложность и стоимость изделия, которые могли свести на нет преимущества четы-рехлопастного несущего винта - лучшая реакция на управляющее воздействие,
меньший диаметр и меньшая вибрация на высоких скоростях. Кроме того, лопасти
несущего винта имели более оптимальную форму. В отличие от конкурентов, вертолет
компании "Hughes" мог оснащаться простой системой ручного управления - без
гидравлического усилителя и системы повышения устойчивости. Меньший диаметр
несущего винта позволил применить короткую и легкую хвостовую балку, так что
вертолет мог использоваться в стесненных пространствах - "на волосок от земли".
В конструкции фюзеляжа явно просматривается желание снизить лобовое
сопротивление: профиль обжат под двух членов экипажа, а силовая установка и
трансмиссия плотно скомпонованы. Двигатель был установлен в хвостовой части
фюзеляжа, вал трансмиссии выходил вверх под углом 45° и входил в коническую
передачу, приводящую общий вал несущего и рулевого винтов; во всей трансмиссии
имелось только два редуктора. Поскольку несущий винт был довольно жестким, его
можно быть установить ближе к фюзеляжу, не опасаясь, что он заденет его во время
выполнения маневра, что тоже снижало массу и лобовое сопротивление.
Основой конструкции ОН-6А стал грузовой отсек из ударопрочного сплава,
расположенный прямо под несущим винтом и вмещающий откидные кресла для двух
пассажиров. Несущий винт вращался вокруг неподвижной втулки, прикрепленной к
верхней части грузового отсека. К передней стенке отсека крепились места
пилотов. Двигатель был закреплен к задней стенке, а нижние углы грузового отсека
служили в качестве точек крепления для полозьев шасси. Топливо и аккумуляторы
находились под полом, пилон для шестиствольного 7,62-мм пулемета Minigun или
гранатомета ХМ75 был установлен на левом борту фюзеляжа.
ОН-6А оказался меньше, быстрее и легче своих конкурентов, с массой гораздо ниже
порога, заданного Армией США для сухой массы вертолета LOH. А при схожей
максимальном массе у других вертолетов он мог нести больше полезной нагрузки или
запаса топлива и имел больший радиус действия. Наконец, он был маневреннее и
лучше летал. После семимесячных оценочных испытаний в Форт-Ракер с налетом свыше
5000 часов ОН-6А в мае 1965 года был объявлен победителем. Армия США разместила
первый заказ на 714 вертолетов, всего ожидались заказы на более чем 4000 машин.
В 1972 году "Hughes" использовала один из первых прототипов YOH-6A в программе
испытаний по снижению шумности вертолета. Вертолет, названный "The Quiet One",
был оснащен системой акустического подавления шума выхлопа и воздухозаборника
двигателя, а также новой втулкой несущего винта с пятью лопастями. Испытания
стали основой для разработки значительно улучшенной модели Model 500D,
взлетевшей в августе 1974 года.
Концепция NOTAR (NO TAil Rotor) испытывалась на вертолете OH-6A, 65-12917, el
982 году. Вместо рулевого винта вертолет имел специальную хвостовую балку с
нагнетанием воздуха от вентилятора с приводом от двигателя. Воздух выходил через
паз шириной 8,5 мм, проходящий по всей длине хвостовой балки, создавая тягу,
противостоящую крутящему моменту несущего винта. Преимущества концепции - малая
шумность, повышенная безопасность и низкая стоимость техобслуживания.
Армия США присвоила ОН-6А обозначение Cayuse и приняла на вооружение в 1966
году. Серийный выпуск машин значительно увеличивался с началом войны во
Вьетнаме. К 1968 году "Hughes" строила по 70 машин в месяц. Но были и проблемы:
выпуск военного и гражданского варианта, особенно в южной Калифорнии,
разворачивался настолько быстро, что некоторые изготовители комплектующих
деталей, включая саму "Hughes", начали отставать от плана. Иногда было трудно
получать материалы и запчасти, выросли цены. Тем временем компания "Bell"
переделала своего неудачного участника конкурса LOH, Model 206/QH-4A, в гораздо
лучший гражданский вертолет Model 206А Jet Ranger. Рост цен и проблемы с
поставками заставили Армию США в конце 1967 года снова объявить конкурс ЮН. На
сей раз победителем стал ОН-58А Kiowa, модифицированный вариант вертолета Jet
Ranger. В связи с этим были закрыты оговоренные заказы с поставкой 1434
вертолетов Cayuse в трех партиях, серийный выпуск завершился в августе 1970
года.
ОН-6А заслужил высокую репутацию в боях во Вьетнаме, став главным вертолетом
Армии США для разведки и наблюдения. Он налетал во Вьетнаме свыше двух миллионов
часов, прославившись своей надежностью и высокой устойчивостью к боевым
повреждениям.
Кроме того, в 1966 году вертолеты ОН-6А использовались для установления 22
рекордов, включая абсолютные мировые рекорды на дальность полета, скорость на
замкнутом маршруте на постоянной высоте и ряд рекордов в классах легких и
средних машин.
После Вьетнама, где в боях и авариях были потеряны свыше 950 машин, уцелевшие в
регулярных частях Армии США вертолеты Cayuse заменили на Kiowa. К 1984 году в
Национальной гвардии все еще служило до 350 ОН-бА. С 1988 года до 250 из них
модифицировали до стандарта Series IV (неофициально "ОН-6В"), оснастив
двигателем Allison Т63-А-720 (250-С20В) мощностью 420 л. с. и экранно-вы-хлопным
устройством "Black Hole" (оба усовершенствования перенесены с Model 500MD
Defender). Вертолеты также получили возможность подвески под носовой частью ИК-системы переднего обзора и обеспечения защиты от столкновения с проводами.
Плюс имелась управляемая посадочная фара. Вариант OH-6D также предлагался для
конкурса Армии США на усовершенствованный вертолет-разведчик (ASH), но
финансирование программы провалилось - вместо этого решено было доработать Bell
ОН-58А до стандарта OH-58D AHIP ("программа усовершенствования армейского
вертолета").
В 1995 году ОН-6А были списаны и из Национальной гвардии. 160-й авиаполк Сил
специальных операции остался единственным в Армии, использующим эти машины.
Использование Hughes 500/Cayuse Силами специальных операций США нашло
подтверждение в 1983 году, когда во время вторжения в Гренаду были замечены
Hughes Model 500MD Defender, обеспечивавшие действия спецназа Армии и ВМС.
Многоцелевую и легкую ударную версии назвали "Little Birds" и "Little Bird
Guns", соответственно. Они, как известно, участвовали в ударах американцев по
иранским боевым катерам в Персидском заливе в 1987 году и во вторжении в Панаму
в 1989 году. Был идентифицирован ряд вариантов, включая два с использованием
технологии NOTAR. В конечном счете, программу NOTAR, призванную снижать
заметность вертолета, закрыли, поскольку применение этой технологии снижало
скорость и дальность полета машины.
Полную историю Cayuse в спецназе Армии США пока трудно обобщить; вертолеты можно
заметить крайне редко, а еще реже - сфотографировать. Вертолет, впервые
замеченный в 1983 году, назвали ОН-8, а Минобороны США с тех пор упоминает о
легком ударном АН-6А и транспортном/разведывательном МН-6А. Идентифицированы
следующие варианты:
-
ЕН-6В: четыре ОН-6А, модифицированные в 1982 году для проведения
радиоэлектронной разведки; имеет двигатель 250-С20 мощностью 400 л.с. и ЭВУ
"Black Hole"
-
МН-6В: 23 вертолета ОН-6А, переделанные в ударный/легкий разведчик, с таким же
двигателем и ЭВУ, как у ЕН-6В; обладает совместимостью с очками ночного видения,
ИК-системой переднего обзора и внешней подвеской для двух 7,62-мм пулеметов
Minigun или дополнительными местами для бойцов
-
АН-6С: 15 вертолетов (11 ОН-6А, один ЕН-бВ и три МН-бВ), доведенные до
стандарта, близкого к МН-6В, но способных нести 70-мм НАР Hydra-70 и ПТУР BGM-71
TOW
-
ЕН-6Е: три Model 500D, созданные на тайные ассигнования для ведения радио- и
радиотехнической разведки; среди прочего получил малошумный четырехлопастный
винт, ЭВУ "Black Hole" и усовершенствованное БРЭО
-
МН-6Е: 15 новых многоцелевых вертолетов, плюс один переделанный из ЕН-6Е,
созданные на базе малошумного Model 500 MD Quiet Advanced Scout Defender с
двигателем 250-C30 мощностью 425 л.с.
-
AH-6F: 10 новых легких ударных вертолетов (заказаны в 1984 году), сочетающих
планер, двигатель и несущие винты МН-6Е с вооружением АН-6С и установленным над
втулкой прицелом; также могли устанавливаться 30-мм пушка М230 и две УР Stinger
-
AH-6G: пять новых вертолетов (заказаны в 1984 году), созданные на базе Model
500Е или MD530F, плюс семь переделаны из AH-6F с заменой двигателя
-
МН-6Н: 12 вертолетов МН-бЕ и два ЕН-бЕ - с заменой двигателя по стандарту AH-6G,
но для многоцелевого применения
-
AH-6J/MH-6J: развитие MD530N NOTAR для применения как легкого ударного и
многоцелевого, соответственно; считается, что разработку отложили
Пилотирование легких вертолетов-разведчиков было одной из самых опасных задач в
годы вьетнамской войны. Джонатан Фергюсон, бывший вертолетчик Армии США,
описывает свой боевой опыт работы на вертолете ОН-6.
Я вел вертолет на малой высоте, когда кой наблюдатель, сидевший на правом месте,
сообщил о том, что в небольшой канаве справа от нас он видит группу
вьетконговцев. Я дал координаты нашим артиллеристам, снаряды легли точно в
канаву, подняв столбы воды и грязи. Оставшиеся в живых вьетконгов-цы бросились в
джунгли. И в этот момент я заметил еще одну группу бойцов противника - они
бежали в 100 ярдах (91,4 м) от нас слева. Повернувшись, я в очередной раз
восхитился превосходным обзором из кабины нашего ОН-6А - он был почти что
круговым, за исключением небольшого "слепого пятна" в хвосте.
Эти бойцы вели по нам огонь - я отчетливо видел яркие вспышки выстрелов. Я повел
свой ОН-6 вверх и в сторону, трассеры замелькали прямо под нами. В этот момент я
молился на хорошую управляемость машины и способность двигателя Allison
выдерживать большие перегрузки.
После знаменитого Bell UH-1 Huey, с которым мы часто работали вместе, "Loach"
стал самым многочисленным и распространенным вертолетом во Вьетнаме.
Вертолет был очень безопасен и прост в пилотировании, но поскольку мы гоняли его
"и в хвост, и в гриву", потери ОН-6 составили 22% от всех потерь американских
вертолетов во Вьетнаме в период с 1960 по 1975 год. От огня с земли были
потеряны 635 вертолетов данного типа и еще 297 - в ходе различных аварий.
Бросив один лишь взгляд на "Loach", ты сразу понимаешь - это серьезная машина с
высоким потенциалом. Любители всяких циферок часто говорили мне, что вертолет
может развивать скорость 150 миль/ч (242 км/ч). Начальная скорость -1700
футов/мин (8,6 м/с), практический потолок - 15800 футов (4816 м), а дальность -
380 миль (около 610 км). Масса пустого вертолета - 1146 фунтов (520 кг), а с
обычной нагрузкой и экипажем - 2400 фунтов (1089 кг). Обычно мы летали экипажем
в составе пилота и второго пилота, а при благоприятных условиях и если летчики
не были здоровяками, мы могли впихнуть в вертолет до шести человек.
Задачей ОН-6 был поиск целей для своих минометчиков, артиллеристов и, иногда,
пилотов истребителей-бомбардировщиков.
Вертолет также стал "воздушным командным пунктом" командиров армейских
подразделений - они поднимались на нем в воздух над полем боя и оттуда
руководили действиями своих подразделений".
"Я прибыл в страну вскоре после боевого дебюта этого "классического" вертолета,
состоявшегося 15 февраля 1967 года. Во время типового вылета мы брали на борт
максимальный запас топлива и зависали над нашими войсками, выдвинувшимися вперед
для занятия новых позиций. Если их атаковали, мы набирали необходимую высоту,
выискивали противника и осуществляли корректировку огня своих сил. Мы тогда не
особо беспокоились на счет вражеских ракет или противодействия со стороны
противника, но мы применяли особую тактику - "нарезали" круги над полем боя,
совершая совершенно непредсказуемые маневры, чтобы избежать прицельного огня из
стрелкового оружия. Ведь фактически тонкую обшивку вертолета можно было
повредить, даже сильно надавив на нее обычной шариковой ручкой, так что
представьте, что могли сделать 7,62-мм пули от АК-47. Как только ты замечал, что
противник ведет по тебе огонь - а сделать это днем не всегда удавалось, то тут
же начинал совершать эти дикие маневры, которые мы назвали "танец "Loach".
Мой товарищ "танцевал" не слишком умело и однажды "поймал" очередь из 12,7-мм
пулемета. Пули со страшным грохотом буквально изрешетили машину и повредили
гидравлику, так что по кабине стали летать куски металла. Он сумел выполнить так
называемую управляемую аварийную посадку, а мы на практике убедились - насколько
все же живуч наш ОН-6. Если же вы взглянете на "Loach", то он покажется вам
просто "яйцом" с хвостовой балкой. Во время грубой или аварийной посадки балка
просто сминалась, и "яйцо" отделялось от нее, но экипаж обычно мог
самостоятельно покинуть кабину".
"Кроме корректировки огня артиллерии, мы также применяли тактику воздушной
кавалерии - это позволяло нашим армейским подразделениям более эффективно
зачищать местность от противника. Такие действия мы всегда предпринимали в
тесном взаимодействии с другими вертолетами.
Суть этой тактики заключалась в том, чтобы быстро перебрасывать армейские
подразделения в обход опорных пунктов противника, захватывать достаточно большие
участки территории, считавшейся занятой противником, позволяя командирам
создавать превосходство в силах в нужном месте, а также, где это необходимо,
вводить в действие ганшипы (или ударные вертолеты).
Типовое воздушно-кавалерийское подразделение состояло из 7-9 вертолетов ОН-6,
взвода пехотинцев с приданными им шестью вертолетами UH-1H Huey, а также взвода
поддержки с девятью ударными вертолетами. Причем наши ОН-6 были основными в
группе, от нас зависела эффективность действия всего подразделения. Но наша роль
воздушного разведчика была чрезвычайно опасной, успех же нашей миссии во многом
зависел от малых размеров вертолета, его высокой маневренности и относительно
малой цены.
При решении задачи корректировки артогня мы обычно не имели никакого вооружения,
равно как и при решении транспортных задач - мы эти задачи называли "бомбить"
или "таксовать". Когда же мы действовали в составе отряда воздушной кавалерии,
то ОН-6 мог вооружаться пулеметом Minigun с боезапасом 2000 патронов. В таких
вылетах мы действовали в парах, часто нас обозначали "Белая группа" (White
Team), и не было ничего лучше, чем иметь на борту пулемет и дать очередь в ответ
по врагу.
Вообще то, конечно, мы были разведчиками и наблюдателями, так что армейское
командование не имело намерения бросить нас лоб в лоб на мобильные и хорошо
вооруженные отряды вьетконгов-цев. И все же мы довольно часто открывали огонь из
пулемета по противнику, равно как и вели огонь из своих М14 или М16.
Обычно в "Белой группе" мы действовали по два вертолета, верхний ОН-6 вел общее
наблюдение, а тот, что находился ниже, буквально рыскал по полю боя, выискивая
противника и обеспечивая продвижение своих подразделений.
Как только мы обнаруживали скопление противника, мы тут же вызывали "Красную
группу" - ударные вертолеты, которые наносили удар по ним, и "Синюю группу" -
вертолеты Huey, которые выбрасывали десант в самом выгодном для атаки месте.
Поскольку у противника не было ни воздушной разведки, ни транспортных
вертолетов, мы превосходили его в маневре - нашим славным пехотинцам оставалось
только вступить в бой и победить.
Когда мы действовали в паре с ударными вертолетами АН-1 Cobra, наша группа
именовалась "Розовая группа" - так сказать, смешение "Белой" и "Красной" групп.
Нашей задачей было обнаружить противника и выдать целеуказание, а "Кобры" уже
наносили по врагу огневой удар. Мы же корректировали их огонь, поддерживая связь
по радио.
Впрочем, пилотирование ОН-6 было не таким уж и безопасным - его V-образный хвост
был настолько хлипким, что при слишком резком маневре мог просто отвалиться,
либо же "хвост" уходил вверх, а "нос" клонился к земле. Пилотам приходилось
предпринимать соответствующие усилия.
Небольшой, проворный, беззащитный, живучий - все это о нем, о вертолете ОН-6. И
это является правдой, поскольку вертолеты должны быть проворными для решения тех
задач, которые я описал, это было просто необходимо, поскольку зачастую
приходилось быстро покинуть поле боя. Вьетконговцам было очень нелегко сбить
наши вертолеты - они были весьма "шустрыми", особенно в сравнении с Huey. Не в
том плане, что развивали большую скорость, а были именно "шустрыми". И, конечно,
они были менее шумными, чем Huey.
"Loach" был весьма прост в техобслуживании, оказываясь намного более
неприхотливым в данном вопросе, чем можно было ожидать от вертолета,
"вырванного" из гражданской эксплуатации и брошенного практически без серьезной
доработки в самое горнило войны".