Компания "Robinson", созданная Фрэнком Робинсоном в 1973 году, в настоящее
время выпускает больше вертолетов в год, чем любая другая американская компания.
Компания "Robinson Helicopter Company" (RHC) была основана Фрэнком Робинсоном в
1973 году для разработки, выпуска и продаж легких двухместных вертолетов.
Вначале офисом компании была квартира Фрэнка Робинсона, однако сегодня ее
сотрудники трудятся в построенном в июне 1994 года благоустроенном комплексе
площадью 25000 м2, расположенном в районе аэропорта Торранс, штат Калифорния.
Робинсон поставил перед собой задачу создать вертолет, который и в производстве,
и в эксплуатации будет стоить дешевле любого другого имеющегося на рынке легкого
вертолета. С тех пор выпуск R22 превысил 4000 машин - он стал самым продаваемым
легким вертолетом в мире, кроме того, ему принадлежат все мировые рекорды в
данном классе, включая рекорды скорости, высоты и дальности полета.
Вертолет R22, над созданием которого специалисты компании трудились в небольшом
ангаре на территории аэропорта Торранса, имел очень простую ферменную
конструкцию, сваренную из стали и легких сплавов, с обшивкой из металлических и
композитных панелей, двухлопастным несущим винтом и двухлопастным рулевым винтом
на общем горизонтальном шарнире, расположенным на хвостовой балке
полумонококовой конструкции, а также полозковым шасси. Силовая установка
включала один поршневой двигатель Lycoming, установленный внизу хвостовой части
фюзеляжа. Кабина - закрытая, на двух человек.
Прототип совершил первый полет 28 августа 1975 года, но понадобилось еще 3,5
года интенсивных испытаний и доработок, прежде чем R22 получил сертификат FAA
(16 марта 1979 года). Поставки первых машин заказчикам начались в октябре 1979
года.
Первоначально на вертолет ставился поршневой двигатель Lycoming 0-320-А2С
мощностью 150 л.с., но с 1981 года его сменили на 0-320-В2С мощностью 160 л.с.
(модель R22HP), что, среди прочего, обеспечило прирост скорости на 11 км/час.
Базовая конструкция машины была улучшена в 1983 году - появилась модель R22
Alpha, отличавшаяся увеличенной массой, модифицированной хвостовой частью, что
обеспечило повышение устойчивости, а также возможностью установки
дополнительного оборудования, позволявшего использовать вертолет для обучения
навыкам полетов по приборам. После выпуска 500 машин компания переключилась на
модификацию R22 Beta, которая до сих пор остается основной базовой моделью, хотя
и подвергается постоянно улучшениям и доработкам.
Основной серийной моделью в 2011 году являлся вертолет R22 Beta II, запущенный в
серию в 1996 году и отличающийся более мощной (примерно на 13%) силовой
установкой, включающей двигатель Textron Lycoming 0-360-J2A с пониженной до 131
л.с. (вместо номинальной 180 л.с.) мощностью. Среди новинок новой модификации -
обогрев карбюратора, автомат оборотов несущего винта, улучшенный регулятор
частоты вращения, увеличенный масляный радиатор, Т-образная ручка циклического
шага, автоматическая муфта, двери с иллюминаторами и тормоз несущего винта.
Вариант R22 IFR Trainer отличался увеличенной приборной доской, чтобы вместить
все необходимое для подготовки пилотов к полетам по приборам, включая
искусственный горизонт, высотомер с кодирующим устройством, авиагоризонт
(плановый навигационный прибор), автоматический радиокомпас, навигационное и
связное оборудование, приемоответчик, маркерный радиомаяк, цифровые часы и даже
радиодальномер.
Компания также разработала вариант вертолета для силовых структур - R22 Police.
В набор специального оборудования вошли поисковый прожектор с ксеноно-выми
лампами, сирена, громкоговоритель, генератор переменного тока на 70 А и др.
В отличие от многих легких вертолетов, R22 был модифицирован для эксплуатации с
водной поверхности. Первые такие R22 Mariner были предназначены для эксплуатации
с рыбацких траулеров, ведущих лов тунца у побережья Мексики и Венесуэлы. В 1996
году поставлены 12 вертолетов, после чего появился модифицированный R22 Mariner
II (слева), имевший больший резерв мощности. Конструкция вертолета -
коррозионно-стойкая, шасси - поплавковое (в распоряжении летчика - манометр
контроля давления в поплавках), но с дополнительными колесами для обслуживания
на земле. Вертолет R22 Agricultural (внизу слева) оснащен комплектом для
распыления Apollo Helicopter Services DTM-3: емкость бака, крепящегося внизу к
шасси при помощи четырех болтов,-151 л, а длина штанги распылителя- 7,31 м.
Установка всего комплекта требует порядка пяти минут, причем это может сделать
всего один человек и без каких-либо специальных инструментов и оборудования.
На вертолетах R.22 11-12 мая
1982г. установлено пять международных рекордов
(класса E): скорости - 176км/ч на базе 3км и 25км
(средняя скорость на базе 100км была 170.8км/ч) и
дальности - 263.6км по прямой и 260.5км по замкнутому
кругу.
Конструкция.
Вертолет
выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, одним ПД и лыжным
шасси.
Фюзеляж
цельнометаллический. Кабина, пилон несущего винта и узлы крепления
двигателя изготовлены из стальных труб и силового каркаса из легких
сплавов; хвостовая балка и пилон несущего винта монококовой конструкции;
обшивка кабины из легкого сплава и стеклопластика.
Сиденья размещены рядом и снабжены привязными ремнями с инерционным
стопорением. Ручка управления помещена между сиденьями и имеет две
рукоятки для пилотирования обоими летчиками.
Рычаги управления общим шагом несущего винта и мощностью двигателя
размещены с левой стороны каждого сиденья. С каждой стороны кабины
расположены окно и сдвижная дверь. В полицейском варианте двери имеют
сферические стекла. Под каждым сиденьем имеется место для багажа. Кабина
имеет систему обогрева и вентиляции.
Несущий винт двухлопастный, на универсальном шарнире и с эластичным
ограничителем махового движения лопастей (с целью предотвращения удара
лопастей о балку при запуске или остановке несущего винта в условиях
сильного ветра). Лопасти цельнометаллические, хорда лопасти 0.18м,
профиль NACA 63015 с носком усовершенствованной формы; лонжерон и носок
выполнены из нержавеющей стали, обшивка и сотовый заполнитель — из
легких сплавов; лопасти снабжены одним триммером.
Рулевой винт двухлопастный, диаметром 1.07м; установлен с левой стороны
хвостовой балки. Лопасти имеют клееную конструкцию из легких сплавов.
Силовая установка. Двигатель поршневой, четырехцилиндровый; установлен в
горизонтальном положении за кабиной и частично открыт для улучшения
охлаждения и облегчения технического обслуживания.
Топливная система. Топливный бак емкостью 72.5л расположен с левой
стороны верхней задней части фюзеляжа. По желанию заказчика может
устанавливаться дополнительный топливный бак емкостью 40л. Емкость
маслобака 5.7л.
Трансмиссия.
Используется V-образная ременная передача с муфтой свободного хода
пружинного типа, в главном редукторе и редукторе рулевого винта
используется передача с косозубыми коническими шестернями. В системах
привода несущего и рулевого винтов применены муфты из эластичного
материала. Передаточное число от несущего винта к двигателю 1:5; от
рулевого винта к двигателю —1.28 :1.
Радиоэлектронное оборудование включает стандартное
пилотажно-навигационное оборудование, в том числе приемопередающую
радиостанцию Кинг KY197; различное радионавигационное оборудование
устанавливается по требованию заказчика, в том числе радионавигационная
система KN53, радионавигационная система дальнего действия "Лоран—С",
приемоответчик КТ-6А и радиокомпас KR87.
В полицейском варианте, кроме оборудования, приведенного выше,
устанавливается оборудование, соответствующее назначению вертолета.
Дополнительное оборудование включает набор крюков для подвески грузов с
электрическим выключателем для сбрасывания груза (для каждого летчика) и
механическую систему аварийного сбрасывания груза. Максимальная масса
подвешиваемого на крюке груза 180кг.