В 1958-1959 годах был реализован оригинальный проект вертолета SM-4. Конструкторским бюро WSK
PZL-Swidnik под руководством Jerzego Kotlinskiego были разработаны инженерные чертежи,
расчеты для изготовления прототипов вертолетов. В конструкции вертолета в значительной степени использовались элементы из композитных материалов, такие, как лопасти несущего винта,
кабина экипажа (монокок), элементы шасси, хвостовой балки и хвостовой винт.
В 1958г. был разработан предварительный проект двигателя WN-6S, а в следующем году технический проект. Это был вариант двигателя WN-6B, адаптированного для вертолета, с
автоматическим сцеплением, вентилятором для принудительного охлаждения цилиндров и электрическим стартером. Первый экземпляр двигателя был сделан в конце июня 1961 года и в июле
начались испытания, которые длились до конца мая 1962 года.
В 1962 году были изготовлены два SM-4, первый предназначенный для статических испытаний, и второй для летных испытаний. После получения двигателя WN-6S, в конце 1962 г., начались
попытки испытаний вертолета на стенде, в ходе которых установлены высокие уровни вибрации. В апреле и мае 1963, на выставке "Пластмассы в национальной экономике", проходящей во
Дворце культуры в Варшаве, были представлены элементы SM-4: кабина с шасси, лопасти несущего винта и хвостовой винт.
Серийно SM-4 не строился. Из за недоработок двигателя WN-6S были приостановлены испытания вертолета. В то же время, все усилия были сосредоточены на осуществлении серийного
производства по лицензии турбин вертолета Ми-2 (SM-3). От дальнейших исследований, разработок и использования поршневого двигателя отказавшись.
Трехместный многоцелевой вертолет: для обеспечения связи, наблюдения, а также в качестве учебного и санитарного. Одновинтовая схема с хвостовым винтом. Корпус состоял из двух
частей: кабины и хвостовой балки. Кабина полностью сделана из композитных материалов. Внутри расположены места для пилота и двух пассажиров. Входные двери были расположены по обе
стороны кабины. Хвостовая балка - пространственная треугольная решетка, сваренная из стальных труб. В конце хвостовой балки крепился балласт из стеклопластика и двухлопастной
хвостовой винт.
Несущий винт - трехлопастной. Шасси - лыжного типа. Лыжи были изготовлены из дюралюминиевых труб и присоединялись к корпусу с помощью двух упругих ног, работающих в качестве
амортизаторов.
Силовая установка: двигатель WN-6S, шестицилиндровый, с воздушным охлаждением, взлетной мощностью 132 кВт (180 л.с.). Применялось принудительное охлаждение вентилятором мощность 15
кВт (20 л.с.). Запускался сжатым воздухом. Топливном баке емкостью 100 дм3 находился под двигателем.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SM-4 |
Диаметр несущего винта, м |
10.00 |
Длина,м |
9.60 |
Высота ,м |
2.80 |
Масса, кг |
|
пустого |
640 |
максимальная взлетная |
970 |
Тип двигателя |
1 ПД WN-6S |
Мощность, кВт |
1 х 180 |
Максимальная скорость, км/ч |
135 |
Крейсерская скорость, км/ч |
105 |
Продолжительность полета, ч.мин |
3.20 |
Скороподъемность, м/мин |
404 |
Практический потолок, м |
3300 |
Статический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
до 2 пасажиров |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Схемы:
|
Уголок неба. 2020
|