SO-1221 Djinn - вспомогательный многоцелевой вертолет, разработанный
французской фирмой Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du
Sud-Ouest. Опыт, полученный на экспериментальных
вертолетах Ariel привел к убеждению, что реактивный
привод несущего винта вертолета можно
обеспечить струями сжатого воздуха, истекающими
из сопел на концах лопастей, избежав
дополнительного веса горючего и систем
зажигания, как в аппаратах Ariel.
В итоге 2 января
1953г. в воздух поднялся экспериментальный аппарат
SO-1220 компании SNCASO, имевший простую конструкцию из
стальных труб без обшивки, двухлопастный винт и
одно открытое сиденье пилота. Силовой установкой
был турбокомпрессор Turbomeca Palouste, вырабатывавший
большой объем сжатого воздуха, который
выпускался из реактивных сопел на концах
лопастей. Испытания прошли успешно, что привело к
строительству пяти двухместных опытных
аппаратов SO-1221 с полностью закрытой кабиной,
первый из которых совершил полет 16 декабря 1953г.
Спустя всего 13 дней этот вертолет установил
новый рекорд высоты для своего класса, равный
4789м.
Интерес французской армии ускорил
строительство 22 предсерийных вертолетов, причем
большинство из них предназначалось для
эксплуатационной оценки, первый поднялся в
воздух 23 сентября 1954г. Несколько позднее три
аппарата из этой партии были приобретены Армией
США для оценочных испытаний под обозначением YHO-1.
Французская армия с энтузиазмом отнеслась к
возможностям и простоте аппарата SO-1221 Djinn,
заказав 100 машин. Они использовались для
эвакуации пострадавших (с пилотом и двумя
внешними носилками), связи, наблюдения и
тренировок. Первый серийный аппарат поднялся в
воздух 5 января 1956г. и получил сертификат летной
годности Франции и США в апреле 1958г. Когда в
середине 60-х годов серийное производство
завершилось, было построено в общей сложности 178
вертолетов, которые экспортировались почти в 10
стран. Многие из этих аппаратов использовались в
сельском хозяйстве, оборудованные двумя баками
для жидких химикатов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SO-1221 |
Диаметр главного винта, м |
11.00 |
Длина,м |
5.30 |
Высота ,м |
2.60 |
Масса, кг |
|
пустого |
360 |
максимальная взлетная |
800 |
Тип двигателя |
1 ТКД Turbomeca Palouste IV |
Мощность, кВт |
1 х 179 |
Крейсерская скорость, км/ч |
130 |
Продолжительность полета, ч.мин |
2.15 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
1 пассажир или 2 носилок с сопровождающим |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|