Soko 522 был разработан Югославскими инженерами Sostaric, Marjanovic и Curcic
на заводе Ikarus Aircraft в Zemun. Первый полет прототип совершил в феврале 1955
года. После первоначального успеха нового самолета, производство было передано на
авиационный завод Soko в Mostar. Это был первый самолёт, полностью собранным на
стапелях Soko.В отличии от лёгких "Аэро-2" и "Аэро-3" это уже был почти полный
аналог боевого истребителя.
"522" предназначался для замены учебно-тренировочных самолетов Ikarus 213
Vihor. Он имел в целом идентичную, хотя и цельнометаллическую конструкцию, но
совершенно другой внешний вид, так как был оснащен звездообразным двигателем
Pratt & Whitney R-1340-AN-1 Wasp вместо мотора Ranger SVG-770-CB1.
Самолеты тип 522 начали эксплуатироваться ВВС Югославии в 1957г. Производство
продолжалось до 1961 года и составило 110 самолетов. Они использовались как
основной учебный самолет для ВВС Югославии вплоть до своей отставки в 1978 году.
Самолет получил в мире определенную известность благодаря съемкам в 1960-х и
1970-х в Югославии в фильмах о войне, где он играл роль Германских истребителей Fw
190. Наиболее известные роли были в фильмах "Battle of Neretva" и "Kelly’s
Heroes", где снялся Клинт Иствуд.
После демобилизации из армии самолет использовался во многих авиаклубах в
Югославии и ряда соседних государств. Часть этих самолетов попало к владельцам
из других стран и летает до сих пор. Как минимум один летающий Soko 522 есть во
Франции, и наш экземпляр из США. Также еще один Soko 522
был в Dixie Wing Commemorative Air Force (США).