Alpha Jet E (Есole, школа) - учебно-тренировочный самолет основной и
продвинутой летной подготовки с возможностью
обучения применения вооружения, созданный
концерном в составе французской фирмы
Dassault-Breguet Aviation (теперь Dassault Aviation) и германской
фирмы Dornier Luftfahrt G.m.b.H. (сейчас часть Deutsche Aerospace).
Самолет предназначен для замены УТС Т-33 и СМ.170
Magister. Первый полет прототипа совершил в октябре
1973 года. Самолет принят на вооружение в мае 1979
года. Многоцелевой Alpha Jet - учебно-тренировочный и боевой самолет второго поколения - отличается исключительной компактностью и рациональностью конструкции.
Со временем он стал примером для подражания конструкторам многих стран. Самолет в 1970-х создавался объединенными усилиями авиапредприятий нескольких государств:
"Дассо-Бреге" - головной разработчик (Франция) и "Дорнье" (ФРГ) при участии бельгийских фирм "Сабка" и "Фэйри".
Alpha Jet в "Люфтваффе" занял нишу легкого штурмовика, заменив истребитель-бомбардировщик "Фиат" G-91, а в ВВС Франции пришел на смену устаревшим УТС CM-170 и "Локхид" T-33. Первый вылет опытного самолета в варианте учебно-тренировочного состоялся в октябре 1973-го, а ударный Alpha Jet впервые поднялся в
воздух в январе 1974-го. Серийный выпуск для ВВС Франции начался в 1977-м, а для ФРГ - в 1978-м. Авиационные специалисты Пентагона, ознакомившись с ТТХ нового
штурмовика и делая прикидку для использования его в масштабах НАТО, благосклонно отнеслись к новичку и даже рассматривали возможность приобретения лицензии на
постройку "Альфа-Джет". Предварительно предполагалось, что его производство будет осуществлять фирма "Локхид". Потребность США в то время оценивалась примерно в
350 УТС этой конструкции. Но в дальнейшем планы эти были пересмотрены, и Alpha Jet в США не выпускался. Забегая вперед, скажем, что всего построено 504 самолета
этого типа всех модификаций. Они до сих пор состоят на вооружении ВВС Франции, Германии, Греции, Бельгии, Марокко и Египта. Легкие штурмовики "Альфа-Джет"
приспособлены для поражения движущихся и стационарных целей, главным образом, на поле боя и в тактической глубине обороны. Они позволяют решать такие задачи,
как непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, изоляция поля боя, лишение возможности противника подвозить резервы и боеприпасы, а также воздушная
разведка. Последняя обычно сочетается с нанесением ударов по обнаруженным в прифронтовом тылу целям. Возможен также перехват вертолетов противника в воздухе.
Кроме этого Alpha Jet привлекаются для нанесения ударов по аэродромам, стартовым позициям тактических ракет, радиолокационным постам, командным пунктам, складам
боеприпасов и горючего и другим важным военным целям, расположенным в оперативной глубине.
Считается, что Alpha Jet, оснащенные УР класса "воздух-земля", 30-мм скорострельными пушками, бомбовыми кассетами, снаряженными кумулятивными бомбами малого
калибра, противотанковыми минами и зажигательными бомбами, являются эффективным средством борьбы с танками. По конструкции Alpha Jet - сравнительно небольшой по
размерам двухместный цельнометаллический штурмовик с двумя ТРД со статической тягой каждого в 1350 кгс.
Крыло - стреловидное, верхнерасположенное, двухлонжеронное с обратным поперечным "V" и с четырьмя пилонами для подвески вооружения. Ребро атаки, ближе к
законцовкам, оборудовано предкрылками, вступающими в работу на больших углах атаки при низкой скорости. Задняя часть крыла оснащена однощелевыми закрылками и
элеронами.
Фюзеляж типа полумонокок конструктивно разделен на несколько секций, с капотами двигателей по бокам и классическим хвостовым оперением. Кабина летчика и
штурмана-оператора закрыта каплевидным фонарем с двумя откидывающимися вверх-назад крышками. Выгодное расположение кабины и обширное ее остекление обеспечивает
отличный обзор экипажу. Шасси трехстоечное, убирающееся в полете.
Alpha Jet имеет простую и надежную гидравлическую систему управления полетом, благодаря чему обеспечивается его отличное пилотирование во всех диапазонах высот
и скоростей, включая и предельно малые. Конструкция отвечает всем требованиям прочности и оптимальному размещению нагрузок. В частности, топливные баки
расположены по всем трем осям самолета, с таким расчетом, чтобы предотвратить перенапряжение его отдельных участков. Это позволило, в силу уравновешивания
инерционных моментов, довести расчетные перегрузки на Alpha Jet от +12 до -6 единиц. По свидетельству бывшего командующего ВВС ФРГ генерала Ф.Облезера
разработка и испытание самолета Alpha Jet, теоретическая и практическая подготовка экипажей всецело велись под контролем западногерманских авиационных
специалистов. Требования к тактико-техническим данным самолета были выработаны исходя из особенностей боевых действий в современных условиях, характеризующихся
динамичностью и скоротечностью, массированным применением бронетанковой техники, наличием мощной войсковой ПВО, необходимостью постоянной борьбы с десантами и
блокированием подхода резервов.
Есть и одно специфическое преимущество у Alpha Jet: штурмовик способен летать на значительно более низких скоростях, на которых полет самолетов F-5E,
"Мираж-3Е", A-104C, F-15, F-18 и других, просто невозможен. Это преимущество может быть использовано экипажем штурмовика для уклонения от атак сверхзвуковых
истребителей. Западногерманские летчики дали высокую оценку пилотажным характеристикам самолета. Во время испытаний было установлено, что в 600 случаях
сваливания Alpha Jet в штопор, как при нормальном, так и перевернутом полете, его управление оставалось эффективным, а при снятии усилия с ручки управления и
педалей, машина самостоятельно выходила из штопора. С убранными закрылками и шасси штопор начинается на скорости полета около 185 км/ч. При работающих
двигателях предупреждение о сваливании (ощутимая тряска) появляется на углах атаки 15 град., а сваливание происходит при достижении 18 град. Минимальная
практическая скорость при выпущенных шасси и закрылках 157 км/ч. Волновая тряска, возникающая при образовании околозвукового скачка уплотнения, замечалась на
скорости 980 км/ч. Летчики-испытатели свидетельствуют, что в пологом пикировании самолет удавалось разогнать до сверхзвуковой скорости. При этом наблюдались
незначительные нарушения эффективности управления, что для дозвукового самолета является безусловно признаком надежности.
По характеристикам виража, радиусу и угловой скорости разворота в горизонтальной плоскости Alpha Jet заметно превосходит другие боевые самолеты тактической
авиации стран НАТО, в том числе и штурмовик А-10, специально созданный для непосредственной авиационной поддержки войск. Причем, с уменьшением скорости полета
эти преимущества возрастают. Как и все дозвуковые реактивные самолеты с относительно небольшой тяговооруженностью Alpha Jet уступает сверхзвуковым боевым
машинам по скороподъемности. Чтобы набрать высоту 9150 м с момента отрыва легкому штурмовику потребуется 7 минут. Учитывая рассмотренные летные характеристики
самолета, основным оружием для защиты его от атак истребителей является малый радиус разворота в горизонтальной плоскости, очень широкий маневр по скорости и
использование предельно малых высот полета. Благодаря этим качествам штурмовик может более гибко и часто атаковать наземные цели. В ВВС ФРГ проводился ряд
летных экспериментов, в которых штурмовики Alpha Jet отрабатывали тактику и методы борьбы с вертолетами противника в различных условиях. К сожалению, для
испытателей этот опыт оказался безуспешным. Без боевой нагрузки, например, при выполнении задач визуальной воздушной разведки, радиус действия штурмовика может
достигать на больших высотах без подвесных топливных баков - 1100 км, с двумя топливными баками, емкостью по 310 л - 1370 км, а при полете на малых высотах -
430 и 550 км соответственно. При нормальном взлетном весе 5000 кг в условиях стандартной атмосферы длина его разбега равна 430 м, а пробега - 500 м. При этом
скорость планирования при заходе на посадку не должна превышать 205 км/ч. Самолет допускается к полетам при боковом ветре, со скоростью 45 км/ч. В целом, Alpha
Jet хорошо приспособлен для действий с небольших грунтовых ВПП, что позволяет им находиться в прифронтовой полосе и чаще менять места базирования. Вооружение
самолета очень разнообразно и зависит от характера решаемых им задач. Боевая нагрузка размещается на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых узлах, по два на
каждой консоли крыла. На подфюзеляжный узел, как правило, подвешивают установки с 27-мм пушкой "Маузер" (боекомплект 150 патронов) или с 7,62-мм либо 12,7-мм
пулеметом (250 патронов). Каждый внутренний подкрыльевой узел рассчитан на максимальную нагрузку до 665 кг, а внешний - 335 кг. Фактически же рекомендуется
подвешивать до 650 и 300 кг соответственно.
На пилонах размещаются в различных сочетаниях авиабомбы, бомбовые кассеты, пусковые установки с НАР калибра 68 мм, подвесные топливные баки (только на внешних
подкрыльевых узлах), контейнеры с разведывательной аппаратурой или со средствами РЭБ. Предусмотрена также возможность подвески УР "Мажик" класса "воздух-воздух"
и "Мейверик" класса "воздух-земля". Варианты размещения полезной нагрузки и вооружения самые разнообразные. В систему управления оружием штурмовика входит, в
частности, индикатор отображения данных на фоне лобового стекла, который может быть использован как оптический прицел для стрельбы из пушки, пуска НАР и
бомбометания. Alpha Jet оснащен приемопередатчиками, работающими в KB и УКВ диапазонах, радиокомпасом, радиовысотомером, системой опознавания "свой-чужой",
доплеровской системой и лазерным дальномером. Система управления оружием на Alpha Jet позволяет непрерывно автоматически рассчитывать и отображать точку падения
боеприпасов при бомбометании, пуске ракет и стрельбе из пушки по наземным целям, вести огонь из пушки по воздушной цели, находящейся на одной из двух, заранее
заданных дальностей, с учетом поправки на ракурс; применять оружие вручную, без использования вычислителя. Оценивая легкий штурмовик Alpha Jet в соответствии с
принятыми в НАТО критериями применения самолетов для непосредственной авиационной поддержки быстрота регулирования, всепогодность, точность выхода на цель,
эффективность нанесения удара и способность преодоления ПВО можно отметить следующее. С точки зрения быстроты реагирования самолет соответствовал современным
требованиям за счет возможности базирования на грунтовых аэродромах и посадочных площадках с ВПП небольших размеров, которые легко найти вблизи расположения
поддерживаемых войск. Кроме того, он имеет довольно значительную продолжительность полета - более 3,5 часов, что позволяет использовать штурмовик из положения
дежурства в воздухе над зонами, максимально приближенными к полю боя. Что касается всепогодности, то Alpha Jet способен летать как днем, так и ночью в простых и
сложных метеоусловиях, но наносить удары может только при наличии достаточной визуальной видимости целей. Это обстоятельство существенно снижает боевые
возможности штурмовика, а точнее, даже исключает его применение при значительном ухудшении погодных условий.
Бортовое навигационное оборудование позволяет выводить самолет в район цели с достаточной для последующей атаки точностью. Однако это возможно, как мы уже
сказали, лишь в простых метеоусловиях. Эффективность же наносимого при этом удара зависит от правильного выбора, имеющегося в каждом конкретном случае оружия.
Учитывая большое разнообразие вариантов вооружения и довольно большую относительную боевую нагрузку (до 30% взлетного веса) авиационные специалисты считают, что
этот легкий штурмовик может успешно поражать самые различные цели на поле боя. А также и в тактической глубине обороны противника, включая танки,
бронетранспортеры, автомашины. Для преодоления системы ПВО противника экипажам самолетов Alpha Jet рекомендуется летать на малых и предельно малых высотах с
выполнением резких по скорости и направлению полета противозенитных и противоракетных маневров. В этих случаях экипажами могут использоваться активные и
пассивные средства РЭБ, устанавливаемые перед боевым полетом на подвесных контейнерах. По отзывам военных летчиков, Alpha Jet обладает отличными пилотажными и
боевыми свойствами. Так, летчик-инструктор майор Пит Гавертон из 12-го авиационного учебного крыла напутствовал своих пилотов: "Вы летаете на самолете, у
которого есть душа. Я это точно знаю. Смело идите на цель, и маневрируя, уходите из-под обстрела противника. Не теряйте присутствия духа, - и "Альфа-Джет" вас
никогда не подведет!". В разное время эту, несколько модернизированную машину, покупали для своих ВВС до десяти стран, хотя и стоимость серийного самолета
довольно высокая - 4,5 млн. долларов. Вполне возможно, что это как раз тот случай, когда говорят: "Мал золотник, да дорог".
Модификации
: |
|
|
Alpha Jet E |
первая серийная модификация. |
Alpha Jet В |
модификация для ВВС Бельгии. |
Alpha Jet С |
модификация
для ВВС Берега Слоновой Кости (Кот-д'Ивуар), Катара и Того. |
Alpha Jet MS-1 |
модификация для ВВС Египта. |
Alpha Jet N |
модификация для ВВС Нигерии. |
Alpha Jet NGEA |
новая
экспортная модификация на базе Alpha Jet MS-1 с увеличенными ударными
возможностями, большим количеством электронного
оборудования. На самолете установлены ТВД Larzac
04-C20. Возможно применение УР "воздух-воздух"
M550 Magic. |
Alpha Jet 2 |
экспортное обозначение Alpha Jet NGEA. |
Lancier |
боевая
модификация на базе Alpha Jet 2
с РЛС Thomson-CSF/ESD Agave или Anemone и центральным
компьютером CP 2084. На самолет возможна
подвеска УР M550 Magic, ПКР AM.39 Exocet, бомб с лазерным
наведением и контейнеров с 30-мм пушками. |
Alpha Jet 3 |
анонсированная
в 1987 году версия УТС по программе Alpha Jet Advanced Training System |
Alpha Jet Maritime 3 |
морская
версия Alpha Jet 3 для
замены СМ.175 Zephyr. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Alpha Jet E |
Размах крыла, м |
9.11 |
Длина самолета,м |
11.75 |
Высота самолета,м |
4.19 |
Площадь крыла,м2 |
17.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3345 |
нормальная взлетная |
5000 |
максимальная взлетная |
8000 |
Внутренне топливо, л |
1630 |
ПТБ, л |
2 х 450 или 2 х 310 |
Тип двигателя |
2 ТВД SNECMA/Turbomeca Larzac 04-C6 |
Тяга, кН |
2 х 13.74 |
Максимальная скорость, км/ч |
916 |
Практическая дальность, км |
4000 |
Дальность действия, км |
540-1450 |
Продолжительность полета, ч.мин |
|
без ПТБ |
2.30 |
с ПТБ |
3.30 |
Практический потолок, м |
14630 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
12 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 30-м пушка DEFA cо 150 патронами боевая нагрузка - 2500 кг на 5 узлах подвески |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|