В 2024 году на форуме «Армия-2024» был представлен новый учебно-тренировочный самолёт АК-3,
разработанный Конструкторским бюро "А. Кеменова". Главный конструктор самолета, выпускник МАИ Овсянников Олег Игоревич.
Авторы не скрывают того что это современное прочтение легендарного нашего самолёта Як-3, который, кстати, многие считают лучшим советским истребителем
Второй Мировой. Так что же нового и чем отличаются друг от друга Як-3 и АК-3 и зачем решили воссоздать легендарный самолёт?
АК-3 - это первый самолет целой авиационной технологической платформы или системы. Суть ее в чем. Мы имеем двухместный самолет классической компоновки с хорошо
известными аэродинамическими формами. В основе каркаса фюзеляжа стальная ферма из также хорошо известной в нашем авиапроме ВНС-2 (МиГ-25, Су-24 и, наконец Су-26
с модификациями). Применение ее обусловлено тем, что это - Высокопрочная Нержавеющая Сталь, которая хорошо сваривается и не требует термообработки готового
изделия (напомню, что традиционная ЯКовская ферма из стали 30ХГСА требовала обязательную нормализацию в вертикальных, так называемых шахтных печах - технология
в наше время уже утраченная).
Крыло, оперение и наружные панели фюзеляжа из композитов: в настоящее время не эксклюзивная технология, а уже хорошо освоенная. Такая концепция позволяет
достаточно просто построить самолет, который внешне напоминает советские истребители времен Великой Отечественной войны: Як-1, Як-9, Як-3, Ла-5 и Ла-7. При
желании можно построить аналог любого истребителя Второй Мировой.
Естественно, был вопрос и про двигатель - тема для современной России сложная, если не сказать больная. В представленном АК-3 силовая установка основана на авиаконверсии классического автомобильного двигателя Chevrolet LS-3. Эти моторы являются 8-и цилиндровыми V-образными, имеют объём 6,2 л, мощностью 413-430 л.с.
и выпускают их в Мексике, так что в текущем непростом времени вопросы с поставками решаемы. А для самолетов со звездообразными моторами подойдет хорошо
известный М-14П, которых еще достаточно много, несмотря на прекращение выпуска.
Отдельно нужно сказать, что авторы проекта также выражают желание оснастить свою машину перспективным российским авиадвигателем АПД-500, которого пока нет в
серийном варианте.
Крыло самолета из трех частей: центроплан и отъемные консоли. Такое членение не характерно для яков, которые имели неразъемное крыло, как самое легкое, но
весьма удобно для транспортировки: без консолей самолет стоит на своих шасси и установленное оперение не выходит за габарит транспортировочного контейнера. А
учитывая размерность самолета (длина - порядка 7 м, размах - 8, площадь крыла - 10 кв. м) в рамках этой технологической платформы можно построить
учебно-тренировочный двухместный самолет и двухместный пилотажный. Под любые цели и требования заказчика.
Самолёт оборудован быстродействующей парашютной системой КС-100 производства отечественной фирмы МВЕН.
Есть информация о том, что «Конструкторское бюро А. Кеменова» разрабатывает собственную линейку воздушных винтов: трёхлопастный винт ВВ-3-250 изменяемого шага с
полыми композиционными лопастями и соосный винт ВСВ-4.
Ну и в заключении хочется сказать, что данный самолёт мог оказаться идеальным истребителем дальних поршневых БПЛА, которыми Украина сейчас кошмарит российскую
инфраструктуру. Для этого самолёт нужно лишь оснастить каким-то вооружение, или пулемётами, или 30-мм пушками и вуаля, подобные машины смогут раз и навсегда
дёшево и очень сердито убрать с неба все БПЛА самолётного типа. При этом с учебных машин вооружение можно будет не снимать. Лётчика будет полезно упражняться в
реальной стрельбе по реальным целям.
Так же важной сферой применения для АК-3, может стать кино. У нас в роли самолётов Второй Мировой Войны выступает что угодна, часто и близко не похожее на
реальные боевые машины. Тем роль Як-ов, может играть почти Як-3. Ну и другие реплики так же можно заказать у Кеменова и использовать их десятилетия.