Фирма "de Havilland Aircraft of Canada Ltd", также известная как DHC или "de
Havilland Canada", была создана в марте 1928 года для сборки, технического
обслуживания и ремонта импортированных самолетов британской компании "de
Havilland". К концу Второй мировой войны "de Havilland Canada" приступила к
проектированию собственных машин. Первым появился DHC-1 Chipmunk, разработанный
под управлением В. Якимука для замены биплана DH.82 Tiger Moth. 22 мая 1946 года
прототип DHC-1 впервые взлетел в Даунсвью, Торонто. Это был двухместный моноплан
с работающей обшивкой и перевернутым рядным мотором de Havilland Gipsy Major 1С
мощностью 145 л.с. (108 кВт).
Самолеты Chipmunk, построенные по спецификации прототипа, получили обозначение
DHC-1B-1, а машины с моторами Gipsy Major 10-3 стали называться DHC-1B-2.
Большинство Chipmunk имело закрытый фонарь. Завод в Даунсвью построил 218 машин,
последнюю из них изготовили в 1951 году.
Два самолета испытывались в британском НИЦ в Боскомб-Дауне. В результате фирме "de
Havilland" заказали пилотажную версию Chipmunk по спецификации 8/48 в качестве
учебно-тренировочного самолета. Всего в Великобритании были построены 1014
Chipmunk, 735 из них поступили в ВВС. Первые Chipmunk с эмблемами британских ВВС
передали в оксфордский аэроклуб в феврале 1950 года. Затем этот самолет заменил
бипланы Tiger Moth во всех 17 эскадрильях университетов и многих летных школах
добровольного Резерва ВВС. Военные пилоты проходили начальное обучение на
Chippie (прозвище "Chipmunk") в колледже ВВС в Крэнвеле. Несколько Chipmunk из
114-й эскадрильи использовались на Кипре в интересах служб безопасности в ходе
волнений 1958 года.
По соглашению между фирмой "de Havilland" и португальской "General Aeronautical
Material Workshops" (OGMA) для ВВС Португалии с 1955 года были собраны 60
Chipmunk по лицензии. Эти самолеты также применялись в авиации Бирмы, Цейлона,
Чили, Колумбии, Дании, Египта, Ирака, Ирландии, Иордании, Ливана, Малайи,
Саудовской Аравии, Сирии, Таиланда и Уругвая. Несколько таких машин летаю
Модификации
: |
|
|
DHC-1A-1 |
самолет, построенный в Канаде
с двигателем Gipsy Major 1С, частично годный
для высшего пилотажа; получил
обозначение Сhipmunk T.Mk 1 в канадских
ВВС. |
DHC-1A-2
|
самолет с двигателем Gipsy Major 10,
частично годный для высшего пилотажа. |
DHC-1В-1 |
самолет с двигателем Gipsy Major 1С,
полностью годный для высшего пилотажа. |
DHC-1В-2 |
самолет с двигателем Gipsy Major 10,
полностью годный для высшего пилотажа.
|
DHC-1В-2-S1 |
самолет с двигателем Gipsy Major 10 для
египетских ВВС. |
DHC-1В-2-S2 |
самолет с двигателем Gipsy Major
10 для ВВС Таиланда. |
DHC-1В-2-S3 |
самолет с двигателем Gipsy Major
10 для канадских ВВС и под обозначением Сhipmunk
T.Mk 2. |
DHC-1В-2-S4
|
самолет, построенный в
Канаде для Чили. |
DHC-1В-2-S5 |
самолет с двигателем Gipsy Major
10 для канадских ВВС. |
Сhipmunk T.Mk 10 |
самолет, построенный в
Британии, с двигателем Gipsy Major 8; выпущено
735 машин. |
Сhipmunk Mk 20 |
экспортный вариант
самолета Сhipmunk T.Mk 10 с двигателем Gipsy Major 10
второй серии (выпущено 217 машин). |
Сhipmunk Mk 21 |
гражданский вариант
самолета Сhipmunk Mk 20, (выпущено 28 машин). |
Сhipmunk Mk 22 |
модификация самолета Сhipmunk
T.Mk 10 с силовой установкой от Mk 20. |
Сhipmunk Mk 22А |
модификация самолета Mk 22
с дополнительными топливными баками. |
Сhipmunk Mk 23 |
два одноместных
модифицированных самолета Сhipmunk T.Mk 10 с
силовой установкой от Mk 20 и с
сельскохозяйственным разбрызгивающим
оборудованием. |
Aerostructures Sundowner |
один
модифицированный в Австралии самолет Сhipmunk
с двигателем Avco Lycoming O-360 мощностью 180 л.с.,
топливными баками на концах крыла,
фонарем кабины улучшенного обзора и
металлической обшивкой крыла. |
Masefield Variant |
вариант компании Bristol
Aircraft самолетов Сhipmunk Мк 20, 21, 22 и 22А со
сбрасываемым фонарем, багажным отсеком
в крыле, обтекателями шасси и
увеличенным запасом топлива. |
Sasin SA-29 Spraymaster |
несколько австралийских
модификаций Сhipmunk Mk 23. |
Super Сhipmunk |
самолет для
высшего пилотажа с двигателем Avco Lycoming GO 435
мощностью 260 л.с., модифицированными
несущими поверхностями и убирающимся
шасси. |
Turbo Сhipmunk |
Сhipmunk Mk 22A с турбовинтовым
двигателем Rover 90 мощностью 116 л.с. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
DHC-1A |
Размах крыла, м |
10.45 |
Длина, м |
7.75 |
Высота, м |
2.13 |
Площадь крыла, м2 |
16.03 |
Масса, кг |
|
пустого |
646 |
максимальная взлетная |
914 |
Тип двигателя |
1 ПД de Havilland Gipsy Major 8 |
Мощность, л.с. |
1 х 145 |
Максимальная скорость, км/ч |
222 |
Крейсерская скорость, км/ч |
187 |
Практическая дальность, км |
451 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
244 |
Практический потолок, м |
4815 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
10 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
DHC-1 ВВС
Португалии |
|
Уголок неба. 2012
|