EMB-312 "Тукано" является одним из наиболее удачных современных учебно-боевых самолетов, получивших заслуженное признание как в ВВС Бразилии, так и за рубежом. Разработка его проекта началась фирмой Эмбраер в январе 1978 года. Предполагалось, что самолет будет использован для подготовки летчиков ВВС, а также в качестве легкого штурмовика, способного эффективно, с относительно низкими затратами
применяться в противоповстанческих операциях, когда отсутствует угроза со стороны истребителей и современных систем ПВО.
Первый полет опытного самолета состоялся 16 августа 1980 года, второй прототип впервые взлетел 10 декабря того же года, третий (эталон для серийного производства) - 16 августа 1982 года. Под
обозначением Т-27 УБС "Тукано" начали с сентября 1983 года поступать на вооружение строевых частей ВВС Бразилии (объем заказа составил 133 машины). Тогда же были заключены контракты с Египтом и Ираком
на поставку, соответственно, 40 и 80 самолетов. В дальнейшем Египет увеличил свой заказ до 54 машин. Самолеты для обеих стран собирались в Египте фирмой "AOI".
Вскоре в "клуб владельцев "Тукано" вступили Гондурас, приобретший в 1984 году 12 самолетов, и Венесуэла, закупившая 31 самолет. В венесуэльских ВВС
машинам, предназначенным для подготовки летчиков, было присвоено обозначение Т-27, а самолетам, направляемым в боевую эскадрилью - А-27. В дальнейшем покупателями "Тукано" стали Аргентина (30
самолетов, начало поставок в 1987 году), Гондурас (12 - в 1984 году), Иран (25 - в 1989 году), Колумбия (14 - в 1992 году), Парагвай (6 - в 1988 году), Перу (30 - в 1987 году). ВВС Франции в
1993 году закупили 50 самолетов "Тукано" для замены устаревших УТС "Мажистер". Самолет, получивший обозначение EMB-312F, имеет планер с усталостным ресурсом, увеличенным до 10 000 часов, противообледенительные системы винта и фонаря кабины, индикатор угла атаки, измененную систему заправки топлива и французскую авионику (в частности, кабинные индикаторы на жидких кристаллах).
Крупнейшим успехом бразильской фирмы стала продажа лицензии на серийное производство самолетов "Тукано" английской фирме "Шорт", поставившей ВВС Великобритании 130 самолетов этого типа (поставки
начались в июне 1987 года). Английская модификация, S312, отличается более мощным двигателем Эллайд Сигнал ТРЕ331 (1 х 1100 л. с).
К концу 1996 года общий объем заказов на самолеты "Тукана" составил 623 единиц, более 600 из которых уже были поставлены заказчикам. Планировалось
заключение контрактов на постройку еще 126 машин (35 для Бразилии, 26 для Египта, 30 для Франции, 20 для Ирака, 15 для Великобритании). В Египте фирма "AOI" также освоила выпуск самолетов "Тукано" по лицензиям. В 1987 году было заказано 130
самолетов.
Конструкция.
Самолет "Тукано" выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным прямым крылом.
Крыло - трапециевидное с однощелевыми закрылками. Имеет двухлонжеронную конструкцию из алюминиевого сплава 2024-3511 с обшивкой из сплава 2024-ТЗ. Профиль в корневой части NACA 63А-415, в концевой
- N АСА 63 А-212. Угол поперечного V равен 5,5° по линии 30% хорд. Элероны имеют триммеры с электрическим управлением.
Фюзеляж типа полумонокок, выполнен из алюминиевого сплава 2024-ТЗ. За двигательным отсеком расположена двухместная кабина с односекционным фонарем, откидывающимся вправо и катапультными креслами
Мартин-Бейкер BR8LC. Обогрев кабины и обдув лобового стекла осуществляются воздухом, отбираемым от двигателя. В задней части фюзеляжа имеется багажный отсек объемом 0,17 м3.
Стабилизатор и киль имеют кессонную конструкцию с двумя лонжеронами. Рули направления и высоты - с пороговой компенсацией, имеют триммеры с электрическим управлением.
Шасси трехопорное, с носовым колесом. Каждая стойка имеет одно колесо и оснащена амортизаторами фирмы Пайпер. Имеется система аварийного выпуска шасси в случае отказа гидронаноса основной системы.
Основные стойки убираются в крыло поворотом в сторону фюзеляжа и снабжены колесами с гидравлическими тормозами Паркер-Ханнифин. Носовая стойка оснащена устройством демпфирования колебаний типа
"Шимми".
Силовая установка. В носовой части фюзеляжа установлен ТВД Пратт-Уитни Канада РТ6А-25С (1 х 750 л. с.) с трехлопастным реверсивным воздушным винтом автоматически изменяемого шага Хартцелл
HC-B3TN-3C/T10178-8R. Компрессор двигателя имеет три основных и одну центробежную ступень. Камера сгорания - кольцевая. Удельный расход топлива при взлете 0,29 кгс/эл.с.-ч.
В крыле размещено два топливных бака суммарной емкостью 694 л с внутренним антидетонационным покрытием. Топливная система позволяет совершать перевернутый полет в течение 30 с.
Общесамолетные системы. Фреонная система кондиционирования воздуха с компрессором, работающим от двигателя.
Сдублированная гидравлическая система для привода механизма уборки и выпуска шасси и тормозов колес имеет рабочее давление 133 кгс/см2.
Система электроснабжения постоянным током напряжением 28В питается от стартер-генератора мощностью 6 кВт, система электроснабжения переменным током напряжением 115 В и 26 В частотой 400 Гц - от
преобразователя мощностью 250 В-А.
Кислородная система обеспечивает индивидуальную подачу кислорода каждому члену экипажа из шести резервуаров.
Целевое оборудование. Два приемопередатчика Коллинз VHF-20A, СПУ Коллинз 387С-4, приемник системы посадки по приборам Коллинз VIR-31A, ответчик системы управления воздушным движением TRD-90,
гиромагнитный компас Коллинз PN-101 и АРК Коллинз ADF-60A.
Имеется простейший фиксированный оптический прицел.
Вооружение. На четырех подкрыльевых пилонах (нормальная нагрузка - 250 кг на один пилон) могут размещаться четыре подвесных контейнера с 7,62-мм пулеметами (боекомплект - 500 патронов на ствол),
бомбы калибром до ПО кг, блоки НАР LM-37/7A или LM-70/7 (с ракетами Авиабрас SBAT-37 и SBAT-70 бразильского производства).