Самолет HJT-36 Sitara создан в рамках программы Intermediate Jet
Trainer (IJT) для замены
устаревших тренировочных самолетов Kiran ВВС Индии. Разработка началась в 1997
году. Впервые проект был представлен в феврале 1998 года на авиашоу в Сингапуре.
А полномасштабная модель - на Aero India в декабре следующего года. Индийское
правительство выделило 42 миллионов долларов на разработку в июле 1999 года.
Разработка была полностью компьютеризованна и использовались 140 мощных
компьютеров.
Основной фокус работ инженеры фирмы HAL (Hindustan Aeronautics Ltd, Bangalore)
сосредоточили на варианте одномоторного HJT-36, разработанного прежде всего для
подготовки летчиков.
Разработка проекта началась в июле 1999 года на базе двигателя Snecma Larzac
04-30, французско-британской авионики и катапультного кресла "Звезда" K36CT.
Сборка самолета и интеграция авиационных систем была закончена за 20 месяцев.
Первый полет самолет совершил 7 марта 2003 года. Второй прототип был собран
через полгода и взлетел в августе этого же года.
Он стал основной для серийных машин в 2004 - 05 гг. По планам
должно быть построено 225 самолетов HJT-36.
Причем в процессе индусы отказались от французского двигателя в пользу
российской разработки АЛ-55И, который разрабатывается НПО "Сатурн". Причем кроме
производства 200 двигателей есть договоренность и создание лицензионного
производства двигателя в Индии.
Согласно условиям контракта, подписанного в 2005 году, стоимость разработки
АЛ-55И составляет $300 млн. Рассматривается вопрос по установке двигателя АЛ-55И на HJT-39 - еще один новый двухдвигательный самолет (учебно-боевая версия)
индийских ВВС.
По сообщениям индийских СМИ на базе HJT-36 возможно создание следующих
модификаций:
- Тренировочный самолет для базовой подготовки.
- Тренировочный самолет для отработки боевого применения неуправляемого
оружия и УР.
- Штурмовик с узлами подвески управляемых ракет.
- Одноместный тактический истребитель с всепогодной РЛС с возможность применения управляемого. оружия.
- Патрульный самолет с радаром, смонтированным в
носу
- Реактивный самолет для гражданских летчиков.
Первые три двигателя
АЛ-55И, полностью прошедшие весь цикл испытаний на стенде филиала НПО
"Сатурн" – Лыткаринского машиностроительного завода – были отправлены в
Индию для установки на перспективные индийские учебно-тренировочные
самолеты HJT-36 в конце декабря 2008 г.
9 мая 2009 года в г. Бангалор (Республика Индия) корпорация HAL
выполнила первый полет учебно-тренировочного самолета HJT-36 с
двигателем АЛ-55И. Продолжительность полета составила около 40 минут,
достигнута высота полета 3000 м, скорость полета (Vприб.) - 300 км/ч. В
полете замечаний к работе силовой установки не было. По мнению
индийского летчика-испытателя Балдев Сингха (Baldev Singh), "силовая
установка показала себя с лучшей стороны".
Этот полет стал началом выполнения этапа летных сертификационных
испытаний УТС HJT-36 с двигателем АЛ-55И, который является завершающим
техническим этапом, после которого, в соответствии с условиями контракта,
за российской стороной остается обязательство по передаче индийской
стороне конструкторской документации.
ВВС Индии уже заказали
установочную партию самолетов HJT-36 в количестве 12 машин. Очевидно,
что их постройка сможет завершиться только после поставки из России
соответствующей партии двигателей АЛ-55И. А в дальнейшем индийские ВВС
планируют заказать 200-250 серийных HJT-36. Темп их производства на
предприятиях HAL может составить до 20 машин в год.