В конце 1940-х годов группа инженеров испанского
института "Institute Nacional de Tecnica Aeronautica" (INTA) под руководством Педро Уарте-Мендикоа Ларрага (Pedro Huarte-Mendicoa Larraga)
разработала на базе учебно-тренировочного HM-1B одноместный учебный и пилотажный самолет - Huarte Mendicoa HM-5.
Первый полет самолета состоялся 22 сентября 1943 года.
В качестве силовой установки выбрали немецкий шестицилиндровый поршневой авиационный двигатель воздушного охлаждения Hirth
HM-506 мощностью 160 л.с. с двухлопастным тянущим пропеллером
Компания Aeronáutica Industrial S.A. (AISA) построила для для Королевских ВВС Испании два прототипа, Первый получил
военный номер ES-8. ВВС после испытаний в отказались от серийного производства, так как самолет значительно проигрывал уже
стоявшим на вооружение немецким Bücker Bü 133 Jungmeister.
В 1950 году второй HM-5 пилотируемый Хосе Луисом Арести (José Luis Aresti) принял участие в выставке во французском Вилакублэ. В ходе этой "командировки" на
борт HM-5 нанесли гражданскую регистрацию EC-AHR.
Летали оба HM-5
мало, и вскоре стали на прикол - один в мастерских INTA, другой в аграре завода AISA