31 мая 2016 года в Бангалоре (Индия) состоялся первый полет первого прототипа
разработанного индийским государственным авиастроительным объединением Hindustan
Aeronautics Limited (HAL) турбовинтового учебно-тренировочного самолета НТТ-40 (Hindustan
Turbo Trainer-40). Выкатка первого прототипа была произведена на предприятии HAL
в Бангалоре 2 февраля 2016 года.
НТТ-40 позиционируется как самолет начальной и основной подготовки летчиков. При
этом HAL разрабатывает НТТ-40, несмотря на сомнения относительно этого проекта у
руководства ВВС Индии, предпочитающего закупать швейцарские самолеты Pilatus
PC-7 Mk II того же назначения, которыми индийские ВВС очень довольны. К
настоящему времени ВВС Индии заказали уже 113 самолетов Pilatus PC-7 Mk II и
намереваются приобрести еще 106. ВВС Индии питают явное недоверие к
"национальному" проекту НТТ-40, особенно в свете того, что ранее HAL фактически
"запорола" создание реактивного учебно-тренировочного самолета HJT-36 Sitara.
ВВС блокировали финансирование программы HTT-40, заявив руководству
Министерства обороны, что самолет будет слишком дорог, слишком тяжел и не
соответствует предъявляемым требованиям. HAL продолжила разработку
самостоятельно, направив на нее 3,5 млрд. рупий собственных средств. По оценке,
для завершения разработки компании потребуется еще 2 млрд. рупий.
HTT-40 – это двухместный турбовинтовой УТС максимальной взлетной массой 2800
кг с тандемным размещением экипажа. Он оснащен герметичной кабиной, двигателем
мощностью 950 л.с., катапультируемыми креслами, современной системой отображения
информации в кабине экипажа и системой моделирования, которая позволяет
преподавателю в задней кабине моделировать отказ различных систем для тренировки
курсанта действиям в чрезвычайных ситуациях.
Самолет НТТ-40 впервые спроектирован HAL в полностью цифровом виде по
"безбумажной" технологии. По заявлению компании, 55 из 95 систем УТС (около 80%)
были разработаны и произведены в Индии. Еще 35 систем будут изготовлены в Индии
в рамках соглашений о передаче технологий.
Самолет оснащен турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12B мощностью 1150
л.с. (двигатели той же серии Honeywell TPE331-5 также используются на
производимых HAL транспортно-пассажирских самолетах Dornier Do 228).
HAL весьма оптимистично ожидает готовности НТТ-40 к серийному производству в
2018 году. К 2020 году должно быть выпущено 20
самолетов этой модели. Они будут использоваться во всех родах войск вооруженных
сил Индии для начального обучения летчиков, а также для обучения авиационной
акробатике, инструментальным и ночным полетам,
В перспективе на базе HTT-40 планируется разработать легкий штурмовик,
который будет предлагаться странам, которые не могут приобрести дорогостоящие
истребители и не имеют авиабаз с длинными взлетно-посадочными полосами. По
расчетам HAL, стоимость HTT-40 составит около 400-500 млн. рупий за самолет, что
составляет пятую часть стоимости легкого истребители. При этом следует
учитывать, что соглашение с Pilatus запрещает оснащать
PC-7 вооружением.