Прототип турецкого реактивного учебно-тренировочного самолёта Türk Havacılık ve Uzay Sanayii (TUSAŞ или TAI)
Hürjet совершил 25 апреля 2023
года первый полет. Предварительный проект самолёта защитили в 2019 году, а в феврале 2021 года проектные работы завершили.
Целью компании является максимальная локализация производства. Так, 20% агрегатов Hürjet созданы подразделениями TAI, а производство свыше 4400 деталей
самолёта распределено между турецкими субподрядчиками. Производство турецкого УТС планируют начать в четвёртом квартале 2021 года. Первый полёт самолёта может
состояться уже в 2022 году, а к 2025-2026 году планируется выход на внешние рынки, - добавил Чопур. В рамках проекта планируется развивать два прототипа,
которые смогут удовлетворить нужды внутреннего и экспортного рынков. Учитывая низкую стоимость подобных самолётов по сравнению с «полноценными» штурмовиками,
турецкая разработка может составить конкуренцию распространённым лёгким штурмовикам. Лёгкий самолёт может заинтересовать заказчиков с ограниченными бюджетами, и
задачами местных ВВС. Напомним, российский УТС Як-130 эксплуатируют ВВС 7 стран, включая Лаос, Бангладеш, и Алжир, а китайский Hongdu L-15, созданный совместно
с ОКБ Яковлева, эксплуатируют в Замбии и Венесуэле.
Hürjet предлагают выпускать в двух модификациях разного назначения. Прежде всего, ВВС получат учебно-тренировочные машины Hürjet-B. Кроме того,
разрабатывается вариант Hürjet-C – легкий боевой самолет с возможностью несения неуправляемого и управляемого вооружения для работы по воздушным и наземным
целям.
Уже имеется предварительное соглашение о строительстве и поставки 16 учебно-тренировочных Hürjet-B, и ожидается подписание твердого контракта. В дальнейшем
должны появиться новые заказы, за счет которых будет выполнено полное переоснащение учебных частей. Серийным «Хюрджетам» предстоит вытеснить американские
самолеты T-38 и F-5. Кроме того, ожидается, что на турецкую технику перейдет пилотажная группа Türk Yıldızları.
Боевая модификация учебного Hürjet пока находится на стадии разработки, и ее точные перспективы еще не определены. Турецкие ВВС проявляют интерес к такой
машине, но даже предварительные договоренности пока отсутствуют. Возможно, судьбу проекта Hürjet-C определят по результатам испытания базового образца.
Недавно было объявлено о принципиальной возможности создания палубной модификации. Такой самолет в отдаленном будущем сможет пополнить авиационную группу
новейшего десантного корабля Anadolu или следующих подобных вымпелов.
Hürjet представляет собой учебно-тренировочный самолет для проведения т.н. повышенного этапа подготовки летного состава тактической авиации. С его помощью
планируют обучать пилотов истребителей-бомбардировщиков существующих и ожидаемых типов. Такие задачи существенно повлияли на облик и возможности самолета.
Учебно-тренировочный Hürjet построен по нормальной аэродинамической схеме. Имеется фюзеляж большого удлинения, значительная часть которого отдана под
двухместную тандемную кабину, а в хвосте помещена двигательная установка. Использовано стреловидное высокорасположенное крыло. Хвостовое оперение традиционной
компоновки включает стабилизатор с небольшим отрицательным V. Внешне турецкий самолет похож на некоторые иностранные образцы своего класса, в частности на
российский Як-130.
На текущем этапе Hürjet оснащается одним турбореактивным двигателем General Electric F404-GE-102 с тягой 8000 кгс. В перспективе планируется заменить его
мотором турецкой разработки. В нынешней конфигурации самолет должен развивать скорость до 1,4 М, подниматься на высоту 13700 м и показывать максимальную
дальность до 2200 км.
«Хюрджет» имеет двухместную кабину тандемной компоновки. В распоряжении летчика-инструктора и обучаемого имеется полный набор органов управления и различных
приборов. По известным данным, самолет оснащен электродистанционной системой управления с возможностью имитации поведения разных самолетов. За счет этого
планируется упростить обучение летчиков для работы на конкретных типах техники.
В связи с учебной ролью Hürjet не несет встроенного вооружения, а его базовая модификация не имеет точек внешней подвески. На боевом варианте Hürjet-C
предусматривается семь узлов подвески (по три – на крыле, и одно под фюзеляжем). Он сможет нести ракеты «воздух-воздух» или различное
вооружение «воздух-поверхность». В первую очередь рассматриваются средства поражения турецкого производства.