Самолеты Ил-18 широко использовались для проведения
различных научных исследований в полете. В ОКБ и ЛИИ им. М.М. Громова
несколько самолетов Ил-18 были переоборудованы в летающие лаборатории.
Одну из таких летающих лабораторий использовали для исследования
эффективности работы противообледенительных систем в условиях
искусственного обледенения. Для этого на верхней части фюзеляжа
пассажирского самолета Ил-18 установили силовой пилон с узлами для
крепления опытных отсеков с исследуемыми противообледенительными системами
и с разъемами, обеспечивающими стыковку их энергетических систем с
самолетными системами, подающими электроэнергию или горячий воздух. В
качестве исследуемых макетов могли устанавливаться части крыла, оперения,
воздухозаборники двигателей.
Перед пилоном с исследуемым отсеком разместили коллектор водораспылителя с
форсунками, воду для которого отбирали из бака, установленного в фюзеляже
самолета. В полете на определенной высоте включалась подача воды, она
распылялась и осаждалась в виде льда на исследуемой поверхности. Для
определения эффективности действие противообледенительной системы снимали
на кинопленку. В пассажирской кабине имелись пульты управления распылением
воды, подачей теплого воздуха или электроэнергии в исследуемую
противообледенительную систему. Самолет испытывали в 1965 г. На нем
отрабатывали противообледенительную систему отсека крыла самолета Ил-62.
Ведущим летчиком-испытателем этой летающей лаборатории был Я.И. Верников.
По его оценке, установка отсека крыла с водораспылителем усложнила
пилотирование самолета, особенно при малых скоростях и боковом ветре.
В 1992 г. на Мосаэрошоу был впервые продемонстрирован еще один вариант
летающей лаборатории- Ил-18ЛЛ, созданный в ЛИИ им. М.М. Громова на
базе самолета Ил-18 и предназначенный для исследования окружающей среды.
Комплекс аппаратуры, установленный на самолете в переднем и заднем
подфюзеляжных обтекателях и в фюзеляже, позволяет проводить исследования,
связанные с контролем акваторий и водоводных систем, инвентаризацией и
типизацией лесов и болот, оценкой состояния почв, грунтов, растительного
покрова, определением водозапаса облаков, динамики границ снежников и
ледников, морских льдов, выявлением последствий стихийных или техноземных
катастроф. На самолетах Ил-18ЛЛ обрабатывались также новейшие РЛС для
боевых самолетов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ил-18Д |
Размах крыла, м |
37.42 |
Длина самолета, м |
35.90 |
Высота самолета, м |
10.17 |
Площадь крыла, м2 |
140.0 |
Масса, кг |
|
снаряженного самолета |
33760 |
максимальная взлетная |
64000 |
Тип двигателя |
4 ТВД АИ-20М |
Мощность, л.с. |
4 х 4250 |
Максимальная скорость, км/ч |
685 |
Крейсерская скорость, км/ч |
610 |
Практическая дальность, км |
6500 |
Практический потолок, м |
12000 |
Экипаж, чел |
5 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|