Некоторые идеи, отработанные на Ил-20, нашли применение и в интересах
народного хозяйства. Еще в 1965 г. Управлением полярной авиации Министерства
гражданской авиации СССР было заказано оснащение самолета Ил-18 специальной
радиолокационной аппаратурой, которая могла бы использоваться для ведения
ледовой разведки при проводке караванов судов по Северному морскому пути. В
ленинградском ВНИИРЭ под руководством главного конструктора В.М. Глушкова была
разработана и в 1967 г. выдержала государственные испытания на самолете Ан-24ЛР
радиолокационная аппаратура "Торос" для дистанционного зондирования ледового
покрова. Однако до установки ее на Ил-18 дело тогда не дошло. К идее
использования модифицированного Ил-18 в качестве ледового разведчика вернулись
только в конце 70-х.
12 июня 1979 г. вышло Постановление советского правительства о создании на
базе Ил-18Д специализированного самолета Ил-24Н с радиолокационной аппаратурой
инструментальной ледовой разведки "Нить-К". Система разрабатывалась тем же ВНИИРЭ НПО
"Ленинец" (руководитель работ В.М. Глушков, главный конструктор РЛС
СЕ. Конторов). Разместить "Нить" решили в подфюзеляжной гондоле - точно такой
же, как на самолете-разведчике Ил-20 с РЛС "Игла". Информация от
радиолокационной станции "Нить-К" отображалась на специальных индикаторах на
рабочих местах шести операторов в пассажирской кабине самолета. Кроме РЛС "Нить-К" Ил-24Н оснащался современным навигационным комплексом
"Мальва-4" и
аппаратурой комплекса "Ирис" с РЛС ближней и дальней навигации, управлявшимися
цифровыми бортовыми вычислителями.
Самолет Ил-24Н предназначался для получения информации о ледовом покрове Северного Ледовитого океана с целью обеспечения транспортного мореплавания в Арктике и замерзающих морях умеренных
широт, а также для геологического изучения территории СССР. Работы по самолету были начаты в конце 1970-х гг. под руководством генерального конструктора Г.В. Новожилова.
Получение необходимой информации о состоянии ледового покрова обеспечивала система инструментальной ледовой разведки "Нить", созданная под руководством В.М. Глушкова. Система "Нить",
разработанная на базе радиолокационных станций бокового обзора, состояла из радиоэлектронного комплекса "Нить-К", размещаемого на самолете, и системы "Нить-Л", устанавливаемой на корабельном
приемном пункте. Система "Нить" обеспечивала получение детального изображения ледового покрова и земной поверхности независимо от освещенности и днем и ночью, а также в любых погодных условиях: в
туман, при сплошной облачности. Это позволяло заранее планировать получение информации о ледовой обстановке, необходимой для успешной круглогодичной навигации в Арктике.
На самолете Ил-24Н комплекс "Нить" с антеннами размещался снаружи самолета в нижнем обтекателе-гондоле, таком же как на самолете Ил-20. Для контроля радиолокационного изображения ледового
покрова в носовой части гондолы установили аэрофотоаппарат, объектив которого был направлен вниз и закрывался сдвижным люком.
Информация, получаемая системой "Нить", воспроизводилась на оперативных индикаторах, размещенных на шести рабочих местах операторов в пассажирской кабине самолета. В заднем салоне самолета
оборудовали комнату отдыха.
Для обеспечения автоматизированного самолетовождения над безориентирной местностью: над льдами Арктического бассейна или открытой водной поверхностью - и вывода самолета в заданную точку
маршрута Ил-24Н оснастили навигационным комплексом "Мальва-4". Кроме того, на самолете имелась аппаратура комплекса "Ирис" с радиолокационными станциями ближней и дальней навигации, с цифровой
вычислительной машиной.
При ледовой разведке самолетами Ил-24Н радиолокационную информацию системы "Нить" обрабатывали на борту самолета в процессе полета специалисты-гидрологи. По полученной информации операторы
делали карту ледовой обстановки по курсу полета - широкой полосы с обозначением толщины льда, зон торошения и других особенностей ледовых полей, необходимых капитанам морских судов. Полученную
информацию о ледовом покрове передавали на специально оборудованные корабельные приемные пункты, которые могли находиться на удалении в сотни километров.
По типу Ил-24Н в начале 80-х гг. было переоборудовано два серийных
пассажирских самолета Ил-18Д (№10004 и 10403, регистрационные номера СССР-75449
и СССР-75466).
В мае 1987 г. самолет Ил-24Н с бортовым номером СССР - 74449 вел ледовую разведку для атомного ледокола "Сибирь", шедшего к Северному полюсу для эвакуации дрейфующей станции "Северный полюс-27".
Летный экипаж самолета состоял из испытателей ГосНИИ ГА. Командиром экипажа был заслуженный пилот СССР Б. Грубий, штурманом А. Лалыкин. Продолжительность полетов ледовой разведки для ледокола "Сибирь"
составила около 9 ч. Оптимальной для работы аппаратуры системы "Нить" являлась высота 6500 м. Самолет вел ледовую разведку и после завершения эвакуации дрейфующей станции - при возвращении
атомохода в Мурманск.
На самолетах Ил-24Н много летали опытные экипажи
летчиков-испытателей ГосНИИГА. Однако широкого применения в полярной авиации
самолеты Ил-24Н так и не получили. Изменение экономической ситуации в стране
привело к тому, что возможности воздушных ледовых разведчиков до конца
востребованы так и не были.