Для быстрого массового переучивания строевых летчиков, пере ходивших с поршневого бомбардировщика на реактивный самолет, требовалось иметь учебно-тренировочный вариант реактивного бомбардировщика,и конструкторскому коллективу С. В. Ильюшина было поручено в кратчайшие сроки создать такой самолет. Менее чем через месяц после выдачи задания, 14 октября 1949 г., С. В. Ильюшин утвердил эскизный
проект учебно-тренировочного самолета Ил-28У с двумя турбореактивными двигателями ВК-1. Учебно-тренировочный самолет Ил-28У отличался от боевого самолета Ил-28 носовой частью фюзеляжа, в которой взамен кабины штурмана была размещена кабина летчика-инструктора, оснащенная оборудованием, рассчитанным на самостоятельное управление самолетом на земле и в воздухе, а также на
осуществление полного контроля за действиями ученика. Кабина ученика являлась копией кабины летчика боевого самолета Ил-28, за исключением незначительных изменений в компоновке приборной доски, в
которой был создан вырез для зрительной связи инструктора и ученика. Все управление самолетом Ил-28У, его агрегатами и системами сделали дублированным, и по желанию инструктора, имевшего в своем
распоряжении рычаги и тумблеры переключения, оно могло осуществляться как из передней, так и из основной кабин. Самолет Ил-28У не имел вооружения: передние и кормовые пушки, бомбодержатели, прицелы,
командные пульты и другое обслуживающее вооружение самолета оборудование были сняты. Однако в случае необходимости на самолете Ил-28У могли проходить обучение и кормовые стрелки-радисты, для чего
кормовая кабина оснащалась соответствующим оборудованием.
18 марта 1950 г. летчик-испытатель В. К. Коккинаки впервые поднял самолет Ил-28У в воздух. Испытательные полеты показали, что летно-технические данные самолета Ил-28У, за исключением лучшей
скороподъемности, и характеристики продольной устойчивости практически не отличаются от аналогичных характеристик боевого самолета. При М = 0,78 в горизонтальном полете никаких нарушений в продольной
балансировке самолета не отмечалось.
Самолет оказался устойчивым на всем диапазоне скоростей, легко выполнял все маневры, необходимые для данного типа бомбардировщиков, устойчиво выполнял виражи, допуская крен до 70 ... 80 град. Набор
высоты при боевом развороте достигал 2000 м. Управление самолетом из кабины инструктора по простоте и удобствам не отличалось от управления самолетом из кабины боевой машины Ил-28.
Заводские испытания опытного самолета Ил-28У продолжались до 30 марта. К этому времени первые серийные бомбардировщики Ил-28 стали поступать на вооружение авиационного полка, которым командовал
Герой Советского Союза подполковник А. А. Анпилов. Для переучивания летчиков этого полка было решено использовать опытный самолет Ил-28У.
Переход летчика с учебной машины на боевую не требовал дополнительного обучения. Практика подготовки летчиков показала, что для выпуска летчика, имевшего налет 350 ... 400 ч на самолетах от У-2 до
Ту-2, в самостоятельный полет на боевом самолете Ил-28, необходимо было сделать от двух до четырех тренировочных полетов на самолете Ил-28У.
Благодаря использованию самолета Ил-28У полк подполковника А. А. Анпилова быстро освоил боевые самолеты Ил-28 и 1 мая 1950 г. они, пилотируемые летчиками этого полка, впервые приняли участие в
воздушном параде над Красной площадью в Москве. Самолет Ил-28У был принят на вооружение советских ВВС и строился серийно.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ил-28У |
Размах крыльев, м |
21.45 |
Длина, м |
17.65 |
Высота, м |
6.70 |
Площадь крыла, м2 |
60.8 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
12500 |
нормальная взлетная |
17560 |
максимальная взлетная |
21000 |
Тип двигателя |
2 х ВК-1(А) |
Тяга, кгс |
2 х 2700 |
Максимальная скорость, км/ч |
910 |
Крейсерская скорость, км/ч |
700 |
Практическая дальность, км |
2600 |
Практический потолок, м |
12500 |
Экипаж, чел |
3 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
Ил-28У ВВС Чехословакии |
|
Уголок неба. 2004
|