30 сентября 2005 года произошло событие, которое, безусловно, заставит задуматься многих связанных с авиацией людей. В аэропорту Центениал, шт. Колорадо, свой первый полет выполнил прототип
учебно-тренировочного самолета Javelin AJT (Advanced Jet Trainer), созданный американской компанией Aviation Technology Group, Inc. (ATG) в кооперации с израильской Israel Aircraft Industries (IAI).
Машина резко отличается от традиционных представлений о перспективных УТС, прежде всего, феноменально малой максимальной взлетной массой - не более 2900 кг, что, к примеру, в 2,3 раза (!) меньше, чем
у Як-130 в аналогичном варианте. При этом "Джэвэлин" является двухдвигательным самолетом с полным электронным "фаршем" и позволяет (как утверждается) эффективно готовить пилотов как истребителей 5-го
поколения, так и гражданских лайнеров.
Однако, тенденция..., скажет внимательный читатель. И будет совершенно прав. Ведь не так давно (два года назад) начались испытания польского УТС ЕМ-10 Bielik, также предназначенного для военного и
гражданского применения и столь же легкого - всего 2500 кг. Пока в этой новой "весовой категории" экспериментировала только сравнительно маломощная авиапромышленность Польши, грандам мирового рынка
учебных и учебно-боевых машин можно было особенно не беспокоиться. Но вот свою заявку на победу сделал очень многообещающий дуэт США и Израиля... На что же ставят новые игроки?
Сразу признаю, что их рассуждения, положенные в основу новой концепции УТС, выглядят убедительно. Они основаны на том неоспоримом факте, что большинство эксплуатируемых ныне УТС имеют возраст от 25
до 40 лет и отражают эпоху, когда истребитель гораздо труднее было пилотировать, чем применять его бортовое оружие. Однако с тех пор многое изменилось. Информационное поле, окружающее пилота
современного истребителя, который действует в условиях интенсивного воздушно-наземного сражения, до предела усложнено. Необходимость воспринимать и анализировать огромные потоки информации ложится на
него тяжелым бременем. Поэтому подготовка военных летчиков во всем мире претерпевает фундаментальные изменения, направленные, прежде всего, на обучение методам анализа множества данных, поступающих в
реальном масштабе времени, и быстрого принятия верных решений в условиях сильнейшего стресса.
Образно говоря, в XXI веке военного летчика нужно обучать не столько умению "держаться за ручку" (в пилотировании ему помогут электронные системы), сколько тактическому мышлению. И поэтому главным
качеством учебного самолета перестает быть его схожесть с боевым в смысле приемов и навыков пилотирования, а становится схожесть в смысле создаваемого вокруг пилота информационного поля. Отсюда вывод:
главное в перспективном УТС - его компьютеры и заложенные в них программы, моделирующие воздушно-наземную тактическую обстановку, работу систем, которых реально на борту УТС нет, но которые есть на
истребителе, применение оружия и т.д. При этом собственно самолет утрачивает былое значение и превращается всего лишь в платформу для размещения электроники. А так как последняя становится все
миниатюрнее, то и самолет можно сделать поменьше и подешевле на радость парламентариям, безжалостно сокращающим расходы на закупку военной техники.
Думаю, "Джэвэлин" - это пример именно такой платформы, который со временем станет классическим. Он не может нести вооружения. Расчетная эксплуатационная перегрузка при половинном запасе топлива не
превышает 7g. Скорость полета - дозвуковая (хотя в принципе "сверхзвук" предусмотрен, если заказчик потребует). Размеры - меньше некуда: длина 10,9 м, размах крыла 7 м,
высота 3,1 м. Зато - два двухконтурных двигателя Williams International FJ33-4-17M, оборудованных электронной системой управления с полной ответственностью. В бортовую электронику "зашито" множество
сценариев возможных боевых столкновений, имитация работы оружия и систем самообороны, возможности планирования боевых вылетов и анализа действий пилотов. Как заявляют представители ATG, все это
позволит с успехом применять их детище не только для первоначальной и основной, но и повышенной подготовки военных пилотов, которые затем без проблем смогут переходить на Су-30, Rafale или Eurofighter.
Очень интересной особенностью программы Javelin является разработка, помимо военных версий самолета Мк-20 и Мк-30, отличающихся запасом топлива, еще и гражданского варианта Мк-10. Эта машина
преподносится как самолет общего назначения, который можно использовать не только для тренировочных полетов, но и в качестве воздушного такси и даже легкого "бизнес джета". Согласитесь, это нечто
действительно новенькое. Причем, не исключено, что такой самолет действительно сможет найти спрос среди лиц определенной категории (вспомним катания В.В. Путина на Су-27 и Ту-160 - на "Джэвэлине" они
обошлись бы стране несколько дешевле). Чтобы без ограничений летать по гражданским воздушным трассам, самолет планируется оснастить богатым комплектом оборудования, подобного применяемому на
пассажирских лайнерах. Включая системы для полетов с сокращенными интервалами вертикального эшелонирования, предупреждения столкновений в воздухе и с землей и даже вычислительную систему
самолетовождения, по функциям аналогичную устанавливаемой на самолетах Ан-148 или, скажем, А380. Читая такие заявления разработчиков, остается только удивляться, как это все можно установить на
самолет со взлетной массой менее 3 тонн? Но что вызывает действительно уважение - так это намерение сертифицировать гражданский "Джэвэлин" по нормам FAR-23. Завершение сертификации и поставки первых
УТС коммерческим эксплуатантам запланированы на конец 2007 г.
Ну, а пока "Джэвэлин" делает лишь первые шаги. Кстати, пока не очень уверенные. Например, в августе во время рулежных испытаний было выявлено шимми переднего колеса. Малой кровью исправить дефект
не удалось, и пришлось спроектировать и изготовить новую переднюю опору шасси. Первый полет машины тоже не пополнил сокровищницу наиболее дерзких свершений человечества. Он продолжался 30 минут. За
это время пилотировавший "Джэвэлин" Роберт Фасчино (Robert Fuschino), вице-президент и шеф-испытатель ATG, успел набрать высоту 3600 м и достичь скорости около 300 км/ч. В течение всего полета шасси
оставались выпущенными, закрылки - отклоненными на 10°, а углы крена не превышали 20°. Фасчино проверил управляемость машины и устойчивость работы силовой установки. В общем, все, как всегда.
Тем не менее, после его приземления председатель правления ATG Джордж Бэй (George Bye), как водится в подобных случаях, торжественно произнес: "Сегодня ATG пережила знаменательное событие. Мы
надеемся, что будущие полеты будут так же успешны, как сегодняшний, и мы скоро предложим рынку действительно выдающийся аппарат". Что ж, уверенность в своих силах всегда была присуща истинным сынам
Америки. Тенденция, однако...
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Javelin AJT |
Размах крыла, м |
7.09 |
Длина самолета,м |
11.125 |
Высота самолета,м |
3.20 |
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1950 |
максимальная взлетная |
2900 |
топлива |
850 |
Тип двигателя |
2 ТРДД Williams FJ33-4-17M |
Тяга, кН |
2 х 7.60 |
Максимальная скорость, км/ч (М) |
975 (0.85) |
Перегоночная дальность, км |
2222 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
3901 |
Практический потолок, м |
13715 |
Макс. эксплуатационная нагрузка |
7 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2021
|