Появление боевых самолетов четвертого поколения требовало новых подходов к
обучению летчиков и существенного расширения возможностей учебно-тренировочных
самолетов. Влчек это прекрасно понимал и. не дожидаясь официального заказа от
основного заказчика, решил приступить к радикальной модернизации
"Альбатроса". Изюминкой проекта стал электронный
борт, включавший прицельно-навигационную систему PES местной разработки В ее
состав входила цифровая ЭВМ. с которой сопрягался ряд приборов и устройств,
включая индикатор на лобовом стекле (ИЛС). Летчик-инструктор получил возможность
при помощи бортового компьютера задавать на индикаторе курсанта различные
вводные. Кроме того, система могла действовать как наземный тренажер и позволяла
отрабатывать даже элементы воздушного боя, что сулило немалые экономические
выгоды. PES дополняли другие новые элементы БРЭО радиокомпас фирмы Tesla,
радиостанция фирмы Mesit, а также бортовой регистратор
параметров PARES, созданный НИАИ. который фиксировал 150 разных показателей; от
скорости полета до физического состояния экипажа.
Для самолета разработали бустерную систему управления, а также новое шасси.
Планер "Альбатроса" претерпел
меньшие изменения. Наиболее существенные коснулись кабины. Для улучшения обзора
увеличили превышение места инструктора над обучаемым, а вместо двух крышек
фонаря теперь применили одну сплошную. Открываться она стала назад-вверх, что
упрощало ее аварийный сброс в воздухе за счет воздействия набегающего потока.
Повышению безопасности летчиков при аварийном покидании машины способствовали и
новые катапультные кресла VS-2. разработанные в "Аэро-Водоходах".
Они позволяли спасти экипаж в нештатной ситуации при нулевых значениях скорости
и высоты полета, в диапазоне перегрузок от -2g до -4g.
Были усилены некоторые элементы конструкции планера, что позволило увеличить
назначенный ресурс до 4500 ч с перспективой его дальнейшего продления до 6000 ч.
Объем крыльевых баков увеличили почти в 2.5 раза (до 230 л каждый). Крыло
оснастили модернизированными закрылками, отклонявшимися в посадочном положении
на 55*. От L-39ZA самолет унаследовал пушку ГШ-2-23 и четыре пилона, на которых
теперь можно было подвесить до 1500 кг боевой нагрузки.
Все это неизбежно привело к увеличению взлетной массы, что требовало
установки более мощного двигателя Таковым стал ДВ-2 (0V-2) с тягой до 2150 кгс,
разработанный в ЗМКБ Прогресс под руководством В.А. Лотарева. Лицензия на его
серийный выпуск была предоставлена предприятию ZVL (г. Поважска Быстрица).
Доводку двигателя партнеры вели в тесной кооперации из почти 10000 доработок
3000 выполнила чехословацкая сторона. Первые 16 экземпляров ДВ-2 были выпущены в
Запорожье, но половину узлов к ним изготовили в ЧССР
Новый самолет получил обозначение L-39MS. Его
первый прототип Х-21 (борт ОК-002) взлетел в 1983 г. и был еще оснащен
двигателем АИ-25ТЛ. Он оказался последней машиной, созданной при жизни Яна
Влчека. 2 января 1984 г. конструктор, с именем которого был связан большой этап
в истории всего чехословацкого самолетостроения, скончался. Дальнейшее
совершенствование "Альбатроса"
проходило под руководством главного конструктора Властимила Гавелки. Ведущих
конструкторов по самолету стало несколько, в том числе Алоиз Бенетка и Эмилиан
Постл.
30 сентября 1986 г. поднялся в воздух прототип Х-22 (ОК-184),
на котором уже стоял DV-2. В 1987 г. в полет отправились еще две опытные машины:
26 июня Х-24 (ОК-182) и 6 октября Х-25 (ОК-186) Для проведения прочностных
испытаний был построен Х-23 Испытания самолетов проходили успешно, и в 1989 г.
начался выпуск установочной партии из трех экземпляров (серийные №№ 001. 0101 и
0102). 1 октября первый серийный L-39MS уже поднялся в воздух. Однако будущее
самолета становилось все более туманным. Главный заказчик не проявлял особого
интереса к машине. ВВС СССР располагали огромным парком L-39C. которые пока
удовлетворяли училища. Кроме того, ОВД трещала по всем швам, и в Советском Союзе
крепло мнение, что пора отказаться от услуг «оборонки» неверных союзников.
Вскоре московские ОКБ приступили к разработке собственных УТС нового поколения.
Затем политическая ситуация и вовсе изменилась коренным образом. Рухнула ОВД,
а за ней перестал существовать СССР. Главный заказчик "Альбатроса"
исчез, что вообще поставило под вопрос производство реактивных УТС в
Чехословакии. Тем не менее, водоходовцы не опустили рук и предприняли воистину
титанические усилия для продолжения совершенствования L-39 и поиска новых рынков
его сбыта. Поначалу помощь оказало правительство страны, закупившее в 1991-92
гг. пять L-39MS: все летные прототипы и предсерийную "единичку".
Две машины остались в распоряжении «Водоходов». Там их стали использовать в
качестве летающих лабораторий. Так. одна из машин в настоящее время участвует в
программе испытаний новой модификации катапультного кресла VS-2.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
L-39MS |
Размах крыла, м |
9.44 |
Длина самолета,м |
12.20 |
Высота самолета,м |
4.47 |
Площадь крыла,м2 |
18.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4030 |
нормальная взлетная |
5560 |
максимальная взлетная |
7000 |
Топливо, кг |
|
внутренние топливо |
980 |
ПТБ |
544 (2 х 350 л) |
Тип двигателя |
1 ТРД ЗМДБ Прогресс ДВ-2 |
Тяга нефорсированная, кгс |
1 х 2200 |
Максимальная скорость, км/ч |
875 (М=0.82) |
Крейсерская скорость, км/ч |
750 |
Практическая дальность, км |
1210 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1500 |
Практический потолок, м |
11730 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
12 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 23-мм двухствольная пушка ГШ-23Л с150 патронами.
боевая нагрузка - 1290 кг на 4 узлах подвески
(максимально - 1500 кг) типичная нагрузка: 130-мм НУР С-130, ПУ УВ-16-57 16х57-мм НУР, и 100- кг бомбы. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|