В конце 2012 года ВВС Сербии начали получать новые самолеты - впервые за
двадцать лет, прошедших со времени СФРЮ. И, что любопытно, самолеты
отечественного производства.
Конечно, наивно было бы надеяться, что это окажется сверхсовременный
истребитель: хотя авиационная промышленность в Югославии имелась, причем с
глубокими корнями и отмеченная разработкой неплохих самолетов, но ее наивысшим
достижением была разработка легких реактивных штурмовиков. Но то было давно, с
тех пор и Югославия исчезла, а авиационная промышленность, как и прочие военные
производства, пострадала не только от экономических пертурбаций, но и от НАТО-вских бомбежек. И все же в серию пошли новые самолеты с оптимистическим
именем "Ласта" - "Ласточка".
Компания Utva Aircraft Industry существует с 1937 года и занимается разработкой
и производством легких самолетов, ее завод расположен в Панчево. Продолжая линию
поршневых учебно-боевых самолетов, в начале 1980-х на смену достаточно удачному
учебно-тренировочному самолету "Утва 75" там началась разработка нового УТС "Утва
95". Машина также должна была быть поршневой, но с улучшенной аэродинамикой, авионикой и возможностью использования подвесного вооружения. Главным внешним
отличием стало иное размещение пилотов - тандемом, а не бок о бок, как на "Утва
75", который вообще проектировался скорее как туристический самолет. С "Утвы 95"
пилоты должны были пересаживаться в кабины реактивных Soko G-4 Super Galeb, а
оттуда на Миг-21 или МиГ-29.
"Утва 95 Ласта 1" впервые поднялась в воздух еще в 1985 году, в 1986 году
появился второй прототип, "Ласта 2". Он имел существенные отличия от первого -
фюзеляж был короче на полметра, зато размах крыла на столько же больше,
увеличилось и горизонтальное оперение. В кабине появился прицел Feranti
ISIS-282D - такой же, как и на "Супер Галебах".
По результатам испытаний первых прототипов была заказана серия из десяти предсерийных самолетов по образцу "Ласта 2".
Поскольку дело происходило еще во времена Югославии, производство решили
распределить между заводом в Панчево и предприятием компании Soko в Мостаре. В
Боснии должны были изготавливаться крылья, после чего доставляться в Сербию, где
делали фюзеляжи и происходила окончательная сборка. Но дела пошли сами знаете
как, и вместо сотрудничества началась война. До нее успели собрать шесть предсерийных "Ласточек", но их судьба оказалась печальной: пять самолетов были
уничтожены в 1999 году НАТО-вскими бомбами, шестой тоже попал под удар,
поврежденную машину не стали восстанавливать до летного состояния и отдали в
авиационный музей в белградском аэропорту имени Николы Теслы.
Казалось бы, это был конец и "Ласточки", и "Утвы", однако завод пострадал не
слишком сильно, был восстановлен, и из оставшихся деталей удалось в 2003 году
даже собрать две "Утвы 75". Одновременно на "Утве" стали подумывать о
возобновлении производства "Ласты", но в обновленном виде, тем более что после
бомбежек и перемен в руководстве Сербии международные санкции были сняты, и
страна получила возможность производить технику военного назначения с
использованием иностранных агрегатов и комплектующих.
Сначала попытались соорудить нечто из задела по "двойкам", но потом решили, что
машина нуждается в более значительной переработке. В качестве силовой установки
сербы выбрали американский 295-сильный Lycoming AEIO 540-L 1B5.D с трехлопастным
пропеллером Hofman HO-V-123-KV/200 AH. Планер был заметно доработан - применены
новые материалы,длина стала несколько больше, чем у "двойки", а размах крыла
увеличился почти на метр. Были установлены более короткие шасси, что позволило
уменьшить массу самолета. Он стал еще легче после замены электросистемы и
аккумуляторов, так что в итоге удалось сэкономить целых 200 килограмм. И это
несмотря на то, что на борту установлено оборудование, обеспечивающее полеты в
сложных метеоусловиях и ночью, посадку по II категории как на бетонку, так и на
траву, катапультные кресла, а также вооружение. На "Ласточке" наличествует
прицел Feranti ISIS-282D и два узла подвески под крыльями, на которые можно
повесить контейнеры с пулеметами (боезапас до 500 патронов на ствол), блоки
57-мм неуправляемых ракет (по семь штук в блоке) или стокилограммовые бомбы.
"Ласточка", таким образом, получилась с весьма хищными коготками и клювиком.
Публике новый самолет, названный не "Ласта 3", а "Ласта 95", был показан в 2007
году. Серьезную поддержку проекту оказали американцы, которые совсем недавно
бомбили Сербию. Надо отдать янки должное: после кнута они через некоторое время
предложили сербам пряник. Пряником оказался заказ из Ирака на 20 (плюс опцион на
16) самолетов, поступивший в 2007 году; одновременно иракцы (точнее, стоящие за
ними американцы) заказали и крупную партию стрелкового оружия, всего на 350
миллионов долларов, так что пряник оказался весьма сладким - особенно если
учесть, что сербские военные не имели денег на то, чтобы обеспечить доводку
самолета и развертывание серийного производства. Но Министерство обороны Сербии
не преминуло помазать американский пряник отечественным вареньем, заявив о
желании купить еще 15 самолетов, и "Ласточка" из полутеоретической разработки
превратилась в жирную "синицу в руке", а завод - во вполне перспективное
предприятие.
Правда, были сомнения, что страна, чей военно-промышленный комплекс переживает
не лучшие времена, даже получив деньги, сумеет обеспечить сборку и техническую
поддержку самолетов на должном уровне, тем более что завод в Панчево находился
практически в состоянии банкротства. Однако появилось и оборудование, и 330
человек персонала, и работа закипела.
Первый полет обновленного самолета состоялся в начале 2009 года, а поставки
серийных машин "Ласта 95Н" в Ирак начались летом 2010 года. В феврале 2012 года
иракцы получили последнюю, двадцатую машину, о реализации опциона пока речи не
шло, а вот производство "Ласточек" для ВВС Сербии начало набирать обороты.
Первая была сдана осенью прошлого года, к настоящему времени поставлено три
штуки. Новые самолеты, отличающиеся от иракских оборудованием (например, авионикой Garmin G500), поступают в 252 тренировочную эскадрилью на базе Батайница, где продолжают эксплуатироваться собранные еще во времена СФРЮ "Утва
72".
Конкуренция на внешнем рынке велика, и таких подарков, как иракский заказ,
скорее всего не предвидится. Но небольшое количество самолетов, вероятно, можно
будет продать соседям по бывшей Югославии, что-то куда-нибудь в Африку и
небогатые арабские страны ("Ласточками" интересовались в Алжире и Ливии, есть у
них перспективы в Уганде и Анголе) или еще куда в третий мир, где нет денег на Pilatus или Super Tucano- в Мьянму там или даже Афганистан. Ведь стоимость
машины всего около 300000 евро, стоимость летного часа - 300 евро.
Но потенциальных заказчиков, вероятно, больше заинтересует новый самолет,
создаваемый "Утвой" на базе "Ласты", причем именно с экспортными намерениями.
"Ласточка", как уже было сказано, может использоваться как легкий штурмовик, но
все же ей сильно не хватает для этого скорости и грузоподьемности. И тогда вроде
бы алжирские военные подали идею оснастить самолет турбовинтовым двигателем и
усиленным вооружением, превратив его в "антитеррористический" - он же "противопартизанский"
- с возможностью использовать его и как учебный.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Lasta 1 |
Lasta
95 |
Размах крыла, м |
8.34 |
9.70 |
Длина самолета,м |
8.04 |
7.97 |
Высота самолета,м |
2.97 |
2.84 |
Площадь крыла,м2 |
11.00 |
12.90 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
1100 |
888 |
нормальная взлетная |
1387 |
1145 |
максимальная взлетная |
1650 |
1210 |
Тип двигателя |
1 ПД Lycoming AEIO-540-L1B5D |
1 ПД
Lycoming AEIO-580-B1A |
Мощность, л.с. |
1 х 224 |
1 х 300 |
Максимальная скорость, км/ч |
560 |
345 |
Крейсерская скорость, км/ч |
300 |
280 |
Практическая дальность, км |
1060 |
1160 |
Макc. скороподъемность, м/мин |
444 |
510 |
Практический потолок, м |
5200 |
6000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
6 |
6 |
Экипаж, чел |
2 |
2 |
Вооружение: |
боевая нагрузка - 240 кг на 2 узлах подвески
2 х 120-кг бомбы или 2 контейнера с 7.62-мм пулеметом и 500 патронами, или
2 ПУ L- 57-07 7х55-мм НУР. |
боевая нагрузка - 200 кг на 2 узлах подвески
2х 100-кг бомбы или
2 контейнера с 7.62-мм пулеметом и 500 патронами, или
2 контейнера с 12.7-мм пулеметом
или 2 ПУ L-57-07 7х57-мм НУР. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|