Пятидесятые годы недвусмысленно показали, что поршневой двигатель изжил свои
добрые годы в авиации. Его место неотвратимо занимает реактивный двигатель.
В это время Болгария уже лишена самолетостроением. Топор СЭВа отрубил крылья
болгарина и вчерашние самолетостроительные заводы производят телеги, пчелиные
ульи, электронасосы:
Но в Софии, в Государственной политехнике (тогда Политехника "Сталин", позднее
Высший Машиностроительный Институт "В.И.Ленин", сегодня Софийский Технический
Университет) все еще существует факультет "Самолетостроение" и люди, связанные с
этой профессией не хотят поверить, что все, создано на протяжении 30 лет так
бесславно кануло в Лету. Думают, что сделана грубая ошибка и допустившие ее
одумаются и она будет исправлена:(Блажены верующие!..)
Среди тех оптимистов и профессор инж. Цветан Лазаров, стоящий во главе факультета
"Самолетостроение". Выдающийся болгарский авиаконструктор, создавший ДАР-6,
ДАР-6А, ДАР-9, ДАР-10, Лаз-7, Лаз-7М, Лаз-8 и Лаз-12 думает для будущего
болгарского самолетостроения. Он тоже верит, что оно возродится в ближайшие
годы. И чтобы оно шагало в ногу с мировым самолетостроением и чтобы курсанты
Военно-воздушного училища и юные летчики в аэроклубах имели современный
реактивный самолет, начинает смелый проект.
Сохранившиеся копии чертежах самолета, получивший обозначение
Лаз-14, имеют дату 26 июня 1958 года. Это
означает, что работа по проекту началась значительно раньше.
На чертежах видно нечто, очень знакомое! Да это чехословацкий Aero L-29, только
горизонтальная плоскость расположена на фюзеляж, а не по "Т"-схеме, как у L-29.
Видимо, конструкторы во всем мире думают одинаково, когда начальные условия
одинаковы. И коллеги профессора Лазарова Карел Томаш и Зденек Рублич, создавая
L-29, шли по те же колеи, что и он.
Но в отличие от Лаз-14, L-29 полетел в 1959 г. И стал основным
учебно-тренировочным самолетом стран Варшавского договора и ряд других стран. Но
Чехословакия не была наказана СЭВом ликвидацией авиапромышленности.
Лаз-14 - двухместный учебно-тренировочный однодвигательный реактивный самолет
для начального обучения и поддержка подготовки летчиков. Предусмотренный монтаж
вооружения дал бы возможность выполнять определенный круг боевых задач.
Конструкция самолета - металлическая.
Самолет представляет моноплан с низкорасположенным крылом. Крыло с
трапециевидной
формой имеет два лонжерона и сильно развитий центроплан. В нем находятся
воздуховоды для двигателя с воздухозаборниками в основе крыла. В центроплан
убираются и основные стойки шасси. Носовая стойка убирается в фюзеляж. Крыло
имеет элероны с осевой компенсации и клапы-закрылки для взлета и посадки. В двух
концах крыло имеет веретеновидные обтекатели для снижения индуктивного
сопротивления.
Силовая част фюзеляжа - ферма из стальных труб. Обшивка из дюраля. Двухместная
кабина хорошо остеклена, сидения расположены в тандем.
В своих расчетах проф. Лазаров взял французский двигатель Turbomeca-Marbore II
тягой 400-480 Кгс. Он расположен в фюзеляж по реданной схеме для избегания
затрат тяги в удлинительной трубе.
Хвостовые плоскости имеют классическую схему. Рули высоты и направления имеют
аэродинамическую компенсацию и триммеры с управлением из кабины пилотов.
Горизонтальный стабилизатор имеет возможность отклонятся на + 3о для облечения
пилотажа с одним или двумя летчиками.
По расчетам самолет исключительно легок. Масса пустой машины всего 700 кг. (Для
сравнения - масса пустого L-29 - 2280 кг.). Имея ввиду успешных конструкции
профессора Лазарова, нет сомнения, что если Лаз-14 был бы построен, болгарские
летчики получили бы один вполне отвечавший требованиям своего времени реактивный
учебно-тренировочный самолет.
Реактивная мечта профессора Лазарова не успела полететь. Но из
оставшихся документов видим очередное доказательство колоссальных возможностей этого
инженера и ученого. Как и нелепое решение СЭВа. Потенциал и опыт несколько
тысяч специалистов, работавших долгое время в ДАР, "Български Капрони"-Казанлък
и ДСФ-Ловеч, как и несколько десяток инженеров, воспитанников проф. Лазарова,
пропал.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Лаз-14 |
Размах крыла, м |
8.29 |
Длина самолета, м |
8.50 |
Высота самолета, м |
2.58 |
Площадь крыла,м2 |
12.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
700 |
максимальная взлетная |
1300 |
Тип двигателя |
1 ТРД Тuгbоmеса Магbоге-II |
Тяга, кгс |
1 х 480 |
Максимальная скорость, км/ч |
610 |
Крейсерская скорость, км/ч |
515 |
Продолжительность
полета, ч.мин |
1.30 |
Макс. скороподъемность, м/мин |
1104 |
Практический потолок, м |
12000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Так должен был выглядеть Лаз-14 |
Схемы:
|
Лаз-14
(c) Иван Бориславов |
|
Список источников: |
|
|
Иван
Бориславов. Забравена слава. Самолет Лаз-14 |
Уголок неба. 2012
|