Уголок неба ¦ Лазаров Лаз-14

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация разные
   Лаз-14
       
Разработчик: Лазаров
Страна: Болгария
Первый полет:
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Пятидесятые годы недвусмысленно показали, что поршневой двигатель изжил свои добрые годы в авиации. Его место неотвратимо занимает реактивный двигатель.

В это время Болгария уже лишена самолетостроением. Топор СЭВа отрубил крылья болгарина и вчерашние самолетостроительные заводы производят телеги, пчелиные ульи, электронасосы:

Но в Софии, в Государственной политехнике (тогда Политехника "Сталин", позднее Высший Машиностроительный Институт "В.И.Ленин", сегодня Софийский Технический Университет) все еще существует факультет "Самолетостроение" и люди, связанные с этой профессией не хотят поверить, что все, создано на протяжении 30 лет так бесславно кануло в Лету. Думают, что сделана грубая ошибка и допустившие ее одумаются и она будет исправлена:(Блажены верующие!..)

Среди тех оптимистов и профессор инж. Цветан Лазаров, стоящий во главе факультета "Самолетостроение". Выдающийся болгарский авиаконструктор, создавший ДАР-6, ДАР-6А, ДАР-9, ДАР-10, Лаз-7, Лаз-7М, Лаз-8 и Лаз-12 думает для будущего болгарского самолетостроения. Он тоже верит, что оно возродится в ближайшие годы. И чтобы оно шагало в ногу с мировым самолетостроением и чтобы курсанты Военно-воздушного училища и юные летчики в аэроклубах имели современный реактивный самолет, начинает смелый проект.

Сохранившиеся копии чертежах самолета, получивший обозначение Лаз-14, имеют дату 26 июня 1958 года. Это означает, что работа по проекту началась значительно раньше.

На чертежах видно нечто, очень знакомое! Да это чехословацкий Aero L-29, только горизонтальная плоскость расположена на фюзеляж, а не по "Т"-схеме, как у L-29. Видимо, конструкторы во всем мире думают одинаково, когда начальные условия одинаковы. И коллеги профессора Лазарова Карел Томаш и Зденек Рублич, создавая L-29, шли по те же колеи, что и он.

Но в отличие от Лаз-14, L-29 полетел в 1959 г. И стал основным учебно-тренировочным самолетом стран Варшавского договора и ряд других стран. Но Чехословакия не была наказана СЭВом ликвидацией авиапромышленности.

Лаз-14 - двухместный учебно-тренировочный однодвигательный реактивный самолет для начального обучения и поддержка подготовки летчиков. Предусмотренный монтаж вооружения дал бы возможность выполнять определенный круг боевых задач.

Конструкция самолета - металлическая.

Самолет представляет моноплан с низкорасположенным крылом. Крыло с трапециевидной формой имеет два лонжерона и сильно развитий центроплан. В нем находятся воздуховоды для двигателя с воздухозаборниками в основе крыла. В центроплан убираются и основные стойки шасси. Носовая стойка убирается в фюзеляж. Крыло имеет элероны с осевой компенсации и клапы-закрылки для взлета и посадки. В двух концах крыло имеет веретеновидные обтекатели для снижения индуктивного сопротивления.

Силовая част фюзеляжа - ферма из стальных труб. Обшивка из дюраля. Двухместная кабина хорошо остеклена, сидения расположены в тандем.

В своих расчетах проф. Лазаров взял французский двигатель Turbomeca-Marbore II тягой 400-480 Кгс. Он расположен в фюзеляж по реданной схеме для избегания затрат тяги в удлинительной трубе.

Хвостовые плоскости имеют классическую схему. Рули высоты и направления имеют аэродинамическую компенсацию и триммеры с управлением из кабины пилотов. Горизонтальный стабилизатор имеет возможность отклонятся на + 3о для облечения пилотажа с одним или двумя летчиками.

По расчетам самолет исключительно легок. Масса пустой машины всего 700 кг. (Для сравнения - масса пустого L-29 - 2280 кг.). Имея ввиду успешных конструкции профессора Лазарова, нет сомнения, что если Лаз-14 был бы построен, болгарские летчики получили бы один вполне отвечавший требованиям своего времени реактивный учебно-тренировочный самолет.

Реактивная мечта профессора Лазарова не успела полететь. Но из оставшихся документов видим очередное доказательство колоссальных возможностей этого инженера и ученого. Как и нелепое решение СЭВа. Потенциал и опыт несколько тысяч специалистов, работавших долгое время в ДАР, "Български Капрони"-Казанлък и ДСФ-Ловеч, как и несколько десяток инженеров, воспитанников проф. Лазарова, пропал.



 ЛТХ:
Модификация   Лаз-14
Размах крыла, м   8.29
Длина самолета, м   8.50
Высота самолета, м   2.58
Площадь крыла,м2   12.80
Масса, кг  
  пустого самолета   700
  максимальная взлетная   1300
Тип двигателя   1 ТРД Тuгbоmеса Магbоге-II
Тяга, кгс   1 х 480
Максимальная скорость, км/ч   610
Крейсерская скорость, км/ч   515
Продолжительность полета, ч.мин   1.30
Макс. скороподъемность, м/мин   1104
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Так должен был выглядеть Лаз-14

  Схемы:

  Лаз-14  (c) Иван Бориславов




 

Список источников:

Иван Бориславов. Забравена слава. Самолет Лаз-14


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: