Профессор Цветан Лазаров - человек большим конструкторским талантом и чутьем,
автор и соавтор многим болгарским самолетам - неустанно работает над новыми
проектами. Созданный в рекордно короткий срок Лаз-7 - отличная машина. Его время
очень сложное. Над миром дуют ветры "Холодной войны", а на Корейском полуострове
бушует настоящая война. В то же самое время болгарская авиация сильно
обескровлена политическими чистками среди летного и технического состава и нужно
в коротких сроках подготовить большое число пилотов, штурманов, авиатехников.
Пилоты и штурманы должны получать всестороннюю и солидную боевую подготовку. И
Лаз-7 из легкой учебной машины превратился в многоцелевой, утяжеленный самолет.
Его стартовая масса с 947 кг возросла до 1145 кг для серийных машин. И вполне
закономерно ухудшаются его летные характеристики.
Проф. Лазаров с болью наблюдает как его самолет тратит свои качества. Задуман
для одних целях, он служит для других. И рискуя стать неудобным для определенных
кругах, он пишет е письмо, адресовано командованию ВВС, промышленному
объединению "Металхим", которому подчиняется самолетостроение и другим
заинтересованным ведомств. В письме № 39/10.10.1950 он аргументировано излагает
свои взгляды, что недопустимо и дальше ухудшать летных характеристик Лаз-7.
Предлагает этот самолет остаться только для начальной подготовки пилотов, а для
остальных задач, с которыми от загружен, может организовать производство
самолета Лаз-9.
Дальше в письме следует аргументация и описание конструкции Лаз-9.
После войны на складах в Болгарии осталось большое количество немецких моторов
Argus As 410 мощностью 330 kW/450 к.с. и Argus As 411 мощностью 426 kW/580 к.с.,
новые или после капитального ремонта. Эти двигатели доказали свои качества на
много из самолетов болгарских Воздушных войск в период 1939-1945 г.г.
Лаз-9 разработан на базы этих двигателях. Фюзеляж расширен и усилен. Хвостовое
оперение уже металлическое. Крыло трапециевидной формы имеет закрылки "ЦАГИ".
Шасси убирается как у Як-9. Мощный, двигатель позволяет Лаз-9 взять
дополнительное оборудование и нести сильное вооружение. Таким образом он может
выполнять большой круг задач по бойному применению авиации. Над двигателем
монтирован синхронизованный крупнокалиберный (13-мм) пулемет, в крыло - два
пулемета пушечного калибра (7,92-мм). Бомбодержатели могут нести 8 х 50-кг или 4
х 100 кг бомб.
Не успели найти в архивах ответ на письмо профессора. Но сам факт, что самолет
Лаз-9 остался "нарожденным" говорит, что если и был таков, то он был "НЕТ"! В
холодных сумрачных кабинетов, за тяжелыми занавесами уже подготавливали
смертельный приговор болгарскому самолетостроению и до его подписания оставалось
немного. Но патриот и энтузиаст профессор Цветан Лазаров мечтает о новых
болгарских самолетов:
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Лаз-9 (расчетные) |
Размах крыла, м |
10.60 |
Длина самолета, м |
9.10 |
Высота самолета, м |
3.05 |
Площадь крыла,м2 |
17.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1200 |
максимальная взлетная |
2200 |
Тип двигателя |
1 ПД Argus As.411 |
Мощность, л.с. |
1 х 530 |
Максимальная скорость, км/ч |
430 |
Крейсерская скорость, км/ч |
375 |
Радиус действия, км |
350 |
Практический потолок, м |
8400 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
один 13-мм пулемет, два 7.92-мм пулемета
до 400 кг легких бомб (4х100 кг или 8х50 кг) |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Список источников: |
|
|
Иван
Бориславов. Забравена слава. Самолет Лаз-9 |
Уголок неба. 2004
|