23 ноября 1956 г. вышло Постановление Совмина СССР
No.1528-768,
согласно которому КБ Туполева
поручалось разработать
радиоуправляемый самолет-мишень Ту-16М.
Три первых экземпляра требовалось
предъявить на совместные испытания во 2-м
квартале 1958 г., но проблемы, связанные с
разработкой системы радиоуправления,
привели к затягиванию сроков. Однако эта
задержка пошла на пользу программе, т.к.
специалистам ОКБ-156 и ЛИИ удалось
разработать довольно удачную систему
радиоуправления, которая позволяла
выполнять полет по полному профилю,
включая взлет и посадку. После всех
испытаний и доработок 17 апреля 1965 г.
самолет-мишень под обозначением М-16
был принят на
снабжение. К тому времени стали
появляться Ту-16, выработавшие ресурс,
ремонтировать которые по каким-либо
причинам было нецелесообразно. Их и
переоборудовали в М-16. При этом
применялось также обозначение Ту-16М, но
только для мишеней, переоборудованных
на казанском авиазаводе, который первый
занялся этой работой. В начале 1980-х гг.
при массовом снятии Ту-16 с эксплуатации
эту задачу возложили также на 12-й АРЗ в
Хабаровске.
При переоборудовании в мишень с
самолета снималось все вооружение и
станции постановки помех. Места
расположения на фюзеляже пушечных
установок и других демонтированных
систем зашивали дюралевыми накладками.
После снятия кормовой установки на ее
место устанавливали обтекатель с двумя
антеннами радиоуправления, а основная
часть аппаратуры размещалась в
грузоотсеке и гермокабине. Мишени
завода No.22, в основном, оснащались
пассивными средствами РЭП и были
рассчитаны на пять полетов: четыре - с
экипажем и один - на сбитие. В то же время
мишени выпуска АРЗ-12 оснащались
активными средствами и имели больший
ресурс. В зависимости от комплекта
систем РЭП они обозначались: М-16-1, М-16-2, М-16-3.
Самолеты-мишени отправлялись в полки,
где сначала использовались для
тренировки экипажей. В последний полет
мишени уходили, в основном, с казахских
полигонов, где по ним производились
пуски ракет зенитных комплексов. Экипаж
запускал двигатели, выруливал на старт,
включал автоматику и покидал самолет.
Собственно полет проходил уже по
радиокомандам. Его радиус достигал 300 км
(ограничение по дальности радиосвязи
управления), время - до 4 ч, высота - до 11 км.
Перед последним полетом для удобства
визуального наблюдения под каждой
плоскостью крыла устанавливались по три
держателя трассеров. В ходе боевых
стрельб контроль за попаданием ракет
велся с помощью фотоустановок,
расположенных под крылом и на киле
мишени. Ту-16 был настолько прочным
самолетом, что иногда продолжал лететь
после попадания первой ракеты. В этом
случае приходилось стрелять повторно
или производить самоликвидацию мишени.
В 1990 г. одну машину переоборудовали в
опытный самолет-мишень М-16
"Орбита", однако он не
прошел Госиспытания, поэтому в такой
вариант Ту-16 не переоборудовались.
Оригинальный вариант самолета-мишени
был разработан в 1991 г. в одной из
организаций, подчиненной командованию
ПВО. Этот М-16 был переоборудован из
носителя мишеней с сохранением прежних
функций. После доработок самолеты еще
три года продолжали использоваться в
таком качестве, а после выработки
ресурса сами становились мишенями. На
них на законцовках крыла крепились
дополнительные плоские антенны
трапециевидной формы, а пушечные
установки не снимались.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
М-16 |
Размах крыльев, м |
32.99 |
Длина, м |
34.80 |
Высота, м |
10.36 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37730 |
максимальная взлетная |
76000 |
Топливо, кг |
36000 |
Тип двигателя |
2 х ТРД РД-3М |
Тяга, кгс |
2 х 9500 |
Скорость, км/ч |
|
максимальная |
992 |
крейсерская |
842 |
Продолжительность полета, ч |
4 |
Боевой радиус действия, км |
300 |
Практический потолок, м |
11000 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|