Параллельно с созданием БПЛА D-21 (от "Daughter" - дочь) в Skunk Works
начались работы по созданию его
носителя - М-21 ( от "Mother", 21 -
перевернутое "12" ). Новая
модификация A-12 получила прозвище "Матушка
гусыня".
Было специально построено 2 двухместных
самолета - 06940 и 06941. От базового A-12 они
отличались кабиной оператора ДПЛА с
фонарем, идентичным поздним вариантам
SR-71A и пилоном для крепления БПЛА над
хвостовой части фюзеляжа. Оператор
должен был наблюдать за пуском БПЛА
через перископ. Вопреки мнению К.Джонсона,
по требованию аэродинамиков высота
пилона была снижена, что в последствии
привело к катастрофе. Зазор между
концами консолей D-21 и верхним краем
килей M-21 составил всего 15 см.
Наземные испытания первого M-21 и первого
D-21 (501) прошли 19 июня 1964 г. в здании 309/310 в
Burbank. Первый полет М-21 был выполнен 1
апреля 1964. 22 декабря 1964 г., в день
первого вылета SR-71A, M-21 совершил первый
полет с D-21. Первый пуск намечался на 27
марта 1965, но из-за многочисленных
проблем состоялся лишь 5 марта 1966. D-21A,
запущенный над Тихим океаном где-то
между Мугу и авиабазой Ванденберг,
пролетел 150 миль (278 км). Обтекатель
воздухозаборника, сброшенный перед
пуском, сильно повредил переднюю кромку
крыла D-21, и в дальнейшем полеты
осуществлялись без обтекателя.
Двигатель D-21 запускался на скорости М=1,24
еще в районе Альбукерке (Нью-Мехико). Его
дополнительная тяга помогала быстрее
разогнать связку до скорости разделения,
но к моменту старта на D-21 оставалось
всего 25% топлива. Старт
с 50 % горючего был осуществлен 27 апреля
1966, а первый пуск с полным запасом
горючего - 16 июня 1966.
30 июля 1966 в районе о.Мидуэй с М-21 06941 был
осуществлен четвертый запуск D-21А (504) с
полным запасом топлива. В результате "ассимметрии"
тяги в момент разделения М-21 на скорости
М=3,25 столкнулся с D-21, который повредил
правый киль, двигатель и консоль крыла
носителя. Неуправляемые M-21 и D-21 рухнули
в Тихий океан. Летчик-испытатель фирмы
Lockheed Билл Парк и "офицер управления
запуском" (LCO) Рэй Торрик успешно
катапультировались, но при приземлении
в открытом океане Торрик утонул, когда
его высотный компенсирующий костюм
набрал воду.
После катастрофы в августе 1966 программа
TAG-BOARD была прекращена, полеты
оставшегося М-21 больше не производились.
Сейчас он находится в Museum of Flight, Seattle,
штат Вашингтон. В дальнейшем D-21B
использовались с модифицированного
самолета - носителя B-52H (программа "
Senior Bowl".)
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
М-21 |
Размах крыла, м |
16.94 |
Длина самолета,м |
31.66 |
Высота самолета,м |
5.64 |
Площадь крыла,м2 |
167.22 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
27216 |
нормальная взлетная |
65772 |
максимальная взлетная |
77111 |
Внутренние топливо, кг |
34184 |
Тип двигателя |
2 ТРДФ Pratt Whitney J58 |
Тяга, кгс |
|
нефорсированная |
9298 |
форсированная |
14723 |
Максимальная скорость, М |
3.35 |
Практическая дальность, км |
4700 |
Дальность действия, км |
2000 |
Практический потолок, м |
29000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты
окраски:
|
М-21 |
|
Уголок неба. 2015
|