Конструкторский коллектив НИИ транспортной техники Польши, возглавляемый
инженером Кшиштофом Пивкой, спроектировал новый одномоторный
учебно-тренировочный самолет ПЗЛ M-26 "Искерка" ("Искорка"). Для удешевления
проектно-конструкторских работ, серийного производства и упрощения эксплуатации
М-26 унифицирован с двухмоторным самолетом Пайпер Сенека II, серийное
производство которого развернуто под обозначением ПЗЛ М-20 Мева. На М-20 и М-26
одинаковые крылья, задняя часть фюзеляжа, хвостовое оперение, шасси, двигатель,
некоторые другие элементы конструкции и оборудования. Разработаны два варианта "Искерки".
М-26-00 предназначен для первоначального обучения летчиков в аэроклубах и летных
школах ВВС. М-26-01 для тренировки военных летчиков, штурманской подготовки,
выполнения полетов на высший пилотаж. После проведения испытаний, необходимых
доработок предполагается запустить в серию модификацию самолета - М-26-02 с
перспективным польским двигателем мощностью 220 кВт (300 л.с).
В 1986 г. первый опытный образец самолета поступил на летные испытания. Их
проводил летчик-испытатель 3.Осака. После 40 часов налета был демонтирован
двигатель. Цель - детальный осмотр и проведение доработок, необходимых для
акробатических полетов. ПЗЛ М-26 "Искерка" - однодвигательный двухместный
моноплан цельнометаллической конструкции, с низкорасположенным крылом, убираемым
в полете трехопорным шасси, с передней стойкой. Крыло - прямоугольной в плане
формы с трапециевидными корневыми частями. Профиль NACA 652-415, поперечное
V-7°, угол установки -2°.
В крыле размещены 2-4 (в зависимости от модификации) топливных бака кессонного
типа. Законцовки - из стеклопластика. Левая консоль оборудована посадочной
фарой. Щелевой закрылок площадью 1,06 м2 подвешивается в трех точках. Его размах
- 53% длины задней кромки крыла. Элероны типа Фрайз площадью 1,17 м2 -
металлические, на трех шарнирах.
Фюзеляж - эллиптического сечения, конструкции полумонокок. Несущие элементы - 11
шпангоутов и стрингеры. Обшивка, металлическая, клепаная. Фюзеляж делится
технологически на три части: верхнюю с кабиной пилотов, нижнюю с центропланом и
заднюю, унифицированную с хвостовой частью фюзеляжа М-20 Мева. Моторама - из
стальных хромомолибденовых труб с резиновыми амортизаторами (на М-26-01 типа
Лорд). Мотоотсек отделен стальной противопожарной перегородкой.
Кабина экипажа оборудована двумя сиденьями, регулируемыми по длине и высоте.
Заднее сиденье установлено на ISO мм выше переднего, что обеспечивает
инструктору хороший обзор. Фонарь (оргстекло) состоит из двух частей - козырька
толщиной 6 мм и отклоняемой вправо части. Предусмотрен аварийный сброс фонаря.
За кабиной в фюзеляже размещается багажный отсек. Хвостовое оперение
классического типа. Киль трапециевидной формы с роговой компенсацией.
Стабилизатор прямоугольный. Руль высоты с триммером.
Шасси от самолета М-20 Мева, управление уборкой и выпуском -
электрогидравлическое. Передняя стойка убирается назад в нишу. Колесо
управляемое вправо-влево +27°. Основные стойки убираются в крыло в направлении к
фюзеляжу. Амортизация стоек масляно-пневматическая. Все три колеса одинаковые,
размером 463х155 мм. Колеса оборудованы гидравлическими тормозами. Аварийный
выпуск шасси - пневматический.
На опытном образце М-26-00 установлен шестицилиндровый мотор PZL-F6A 350С1
воздушного охлаждения мощностью 150 кВт (205 л.с.) при 2800 об/мин. Воздушный
винт - трехлопастный, металлический, изменяемого шага, постоянных оборотов типа
PZL US142000 или двухлопастный Хартцель BHC-C2VF-CkиUF. Бензин - Б100/130.
Топливные баки объемом 193 дм3. На модификации М-26-01 - шестицилиндровый
двигатель Avco Лайкоминг AEJO-540-LIB5D с горизонтальным расположением
цилиндров, мощностью 220 кВт (300 л.с.) при 2700 об/мин. Воздушный трехлопастный
винт изменяемого шага Хоффманн HO-V123K-V/200CИ-10 диаметром 1,9 м, постоянных
оборотов. Объем топливных баков - 368 дм3.
На самолете две электрические системы: постоянного тока напряжением 27,5 В и
переменного 115В/400 гц. Системы однопроводниковые с минусом на корпусе.
Бортовой источник электроэнергии - генератор 24 В 50 А. Резервный - аккумулятор
25 а/ч. Гидросистема состоит из двух независимых контуров: для уборки и выпуска
шасси и для торможения колес. Предусмотрена возможность подвески под каждым
крылом груза до 125 кг.